Банки Китая и Турции могут усложнить жизнь российскому бизнесу
По крайней мере, об этом пишут зарубежные СМИ и говорят отдельные собеседники Business FM, ссылаясь на новые санкционные меры США
Читать на полной версииНепогоду в отношениях с банками главного азиатского торгового партнера России возвещает Bloomberg. По данным агентства, финсектор Китая «ужесточает контроль» за транзакциями российского бизнеса, и за последние несколько недель как минимум два китайских банка запустили проверку счетов всех корпоративных клиентов из России. Как утверждается, организации намерены разорвать отношения с любыми выявленными подсанкционными юрлицами и прекратить оказывать услуги компаниям российского ВПК вне зависимости от валюты транзакций.
Несмотря на публикацию агентства, участники рынка изменений пока не заметили.
Сергей Шикин, замгендиректора компании «Инновационные технологии»:
«Нас это не коснулось: как работали с Китаем, так и работаем. Никаких проблем ни в переводах, ни в поступлении товаров из Китая мы не ощутили. Даже не слышал информацию, чтобы у кого-то встал перевод или были проблемы с отгрузкой товаров из Китая либо в Китай. Мы занимаемся медицинским оборудованием, проблем нет».
Роман Квиникадзе, основатель и гендиректор NappyClub:
«Мы не ощущаем сложностей, мы переводим средства. Правда, есть ограничения, с каких банков и на какие китайские банки, но те банки, которые принимали до Нового года, и сейчас принимают. Пока задержек мы не видим. Если все каналы будут полностью перекрыты у конкретного банка, у нас есть несколько счетов в других банках. Будем через них отправлять. На самом деле все обменивается очень быстро. Российский банк имеет четкое понимание, с кем он может работать в Китае, — сразу говорит: туда отправляем, туда не отправляем».
Bloomberg связывает предполагаемые проверки российского бизнеса в отдельных китайских банках с декабрьскими решениями Минфина США о вторичных санкциях. Меры могут грозить любым банкам, уличенным Вашингтоном в содействии поставкам в Россию оборудования хоть сколько-нибудь двойного назначения, вплоть до подшипников.
Если отдельные игроки и испугались санкций, банков в Китае много. Продолжает директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов:
Проблема может быть в том, что, хотя российский бизнес может быть привлекательным партнером для китайских банков, товарооборот Китая с США и другими членами G7 более чем на порядок больше российско-китайского. Судя по всему, регуляторных решений в Пекине пока не принималось, но отдельные игроки вполне могли предпочесть рублю доллар. Комментирует независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru Семен Новопрудский:
Судя по всему, отголоски угроз американского Минфина донеслись до России не только через Тихий океан, но и через Атлантический. Российские импортеры, работающие с Турцией — главным хабом российского импорта на западном направлении, — сообщили о затруднениях в расчетах и с турецкими банками. Здесь о тотальном запрете также говорить не приходится, ситуация различается от игрока к игроку.
Борис, импортер оборудования:
«У них главный банк-корреспондент отказывается принимать какие-либо платежи из России за любой товар. Не просто за какие-то спорные товары, которые могут попадать в санкционные списки, а отказывают даже в сантехнике, в текстиле и в других вещах. Говорят, что с начала года, после 1 января, Турция выписала всего одну экспортную декларацию на РФ. Никаким образом не объясняет, просто сказали, что директива сверху — не принимать деньги».
Замир Кулиев, управляющий партнер Real East Group:
«В основном люди пытаются решать вопросы оплаты через криптовалюты и какие-то другие взаиморасчеты с другими поставщиками, у которых есть деньги в России или Турции. Я думаю, что многие уже адаптировались к этому, у многих уже есть компании в третьих странах».
Георгий Властопуло, гендиректор «Оптималог»:
«Ситуация такая: они принимали деньги в рублях и принимают. Но отслеживают дальнейшие движения: из рублей же все равно конвертируется в евро, доллары — вот там они отслеживают трансграничный платеж. И, к сожалению, его не совершают. При этом, несмотря на то что рубль и лира не отслеживаются SWIFT, все равно они опасаются, что возможны санкции. По крайней мере, нам это транслировалось на переговорах».
Консенсус собеседников Business FM — вторичные санкции едва ли изолируют российский бизнес от банковских систем «дружественных» стран, но вполне могут усложнить взаимодействие с ними. Работать будет можно, но, быть может, с большим числом фирм-посредников, каждой из которых нужны будут деньги и на зарплаты, и на дивиденды.