Bloomberg: два танкера с газом из России вместо прохода через Суэцкий канал отправились к мысу Доброй Надежды
Это связано с тем, что в водах Красного моря сохраняется риск нападения хуситов на суда. Как поменялась логистика с началом атак хуситов?
Читать на полной версииДва российских танкера с газом не рискнули зайти в Красное море через Суэцкий канал и отправились к мысу Доброй Надежды на юге Африки. Об этом со ссылкой на данные в системе отслеживания судов сообщил Bloomberg.
Причина в сохраняющемся риске атак хуситов на проходящие суда. Российские танкеры перевозят газ в Азию, один из них принадлежит российскому экспортному проекту «Ямал». Кроме того, изменили свой маршрут три танкера с катарским СПГ, ранее они остановились у берегов Омана. О том, как поменялась логистика с началом атак хуситов, говорит первый заместитель гендиректора по морским перевозкам компании «Совфрахт» Карен Степаньян:
— Да, это было ожидаемо. Более того, последняя атака на судно была уже не в Красном море, а в Аденском заливе, а это расширяет географию в два раза, это серьезный момент. Красное море — это Красное море, Аденский залив — это уже практически Индийский океан. Это ожидаемо было, маршрут есть один, только вокруг Африки — мыс Доброй надежды, и далее туда в Азию. Есть еще примерно два месяца в году на Севморпути, льда либо нет совершенно, либо он очень слабый, тогда да, эта трасса может использоваться практически любым судном для транзитного прохода из Европы в Азию и обратно, что мы видим последние несколько лет. Остается один маршрут, то есть это только вокруг Азии. Теоретически можно ходить через Панамский канал, но там мы тоже знаем, что большие проблемы с глубиной, обмеление, очереди, сумасшедшие аукционы, поэтому это будет сильно дороже. На что это повлияет? В первую очередь на время рейса. Например, мы сегодня говорим про танкеры-газовозы, спрос на них очень большой, и есть большой дефицит этого флота, особенно вследствие поражения «Северных потоков», их неработы и так далее, есть дефицит такого тоннажа. То есть первый маршрут увеличится примерно на 30% по времени — это раз. Если по деньгам, допустим, проход Суэцкого канала стоит 400 тысяч долларов для такого судна, то здесь на этом будет экономия, она вся будет потрачена на топливо вокруг Африки, то есть оно как-то нивелирует. Но время однозначно будет потеряно.
— А страховка та же самая или там тоже что-то меняется?
— Страховка будет та же самая. Страховщики себя в Африке уверенно чувствуют. Там есть регионы, возможно, опять будут нанимать охрану, но вряд ли.
Хуситы, атакующие суда в Красном море, заявляли, что рассматривают в качестве мишеней только американские и британские суда и обвиняют Вашингтон и Лондон в поддержке Израиля, в конфликте с сектором Газа. Атаки продолжаются уже несколько месяцев, с начала нового обострения конфликта в Газе.
Власти США ранее призвали судовладельцев держаться подальше от Красного моря. Тем не менее 15 января американское судно было атаковано противокорабельной баллистической ракетой хуситов.
Более длинные маршруты и увеличение стоимости фрахта — не такие критичные, говорят аналитики. К примеру, доставка газа из Катара в Великобританию через Южную Африку занимает 27 дней. А через Суэцкий канал — 18 суток.
Газовики тоже вряд ли почувствуют большой ущерб, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Больше всего объем рейсов через Красное море сократили как раз перевозчики СПГ — число судов в моменте сократилось на 96%. Россия и Катар были в числе последних крупных поставщиков газа, которые продолжали использовать Суэцкий канал, невзирая на атаки хуситов.
В ночь на 12 января Вооруженные силы США и Великобритании атаковали объекты хуситов в Йемене. Джо Байден заявил, что удары были нанесены в ответ на беспрецедентные атаки хуситов в Красном море. Однако активность хуситов после этого продолжилась.