Московский районный суд Санкт-Петербурга зарегистрировал иск Генпрокуратуры России к автодилеру «Рольф» и основателю холдинга Сергею Петрову о взыскании активов в пользу государства. Акции целой группы компаний прокуроры считают имуществом, полученным с нарушением законодательства о противодействии коррупции.

До этого активы «Рольфа» были переданы во временное управление Росимуществу указом президента, который был опубликован 22 декабря.

«Рольф» — один из крупнейших в России автодилерских холдингов, имеет портфель из 30 автомобильных брендов. Дилерская сеть компании насчитывает 59 шоурумов и три мегамолла автомобилей с пробегом в Москве и Петербурге. За 2022 год дилер реализовал около 100 тысяч автомобилей, три четверти из которых пришлись на подержанные. Выручка группы по РСБУ за 2023 год составила 160,7 млрд рублей (минус 36%), чистая прибыль — 9,6 млрд рублей (против убытка 4,6 млрд рублей в 2021 году).

Руководители «Рольфа», включая основателя компании Сергея Петрова, несколько лет назад попали под уголовное преследование по делу о незаконном выводе за рубеж денежных средств в особо крупном размере в составе организованной группы.

По версии следствия, в 2014 году Петров и еще несколько представителей топ-менеджмента в составе группы с иными, неустановленными соучастниками организовали незаконное перечисление за границу денежных средств, полученных от коммерческой деятельности автодилера, на счета офшорной компании с помощью подложного договора купли-продажи у кипрского предприятия акций компаний «Рольф Эстейт» по многократно завышенной стоимости в 4 млрд рублей.

Петров, ныне проживающий за границей, заочно арестованный и объявленный в международный розыск, заявлял, что отрицает какой-либо вывод денег из «Рольфа». Его защита указывала на отсутствие события преступления ввиду того, что сделка, которую следствие положило в основу уголовного дела, была стандартной процедурой по реструктуризации и консолидации активов.

О том, зачем государству могло понадобиться изъятие активов «Рольфа», а также о перспективах иска Генпрокуратуры рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов:

— Иск Генпрокуратуры связан с тем, что передача во временное управление является не самым эффективным способом управления предприятием. Понятно, что есть различные активы, которые принадлежат в том числе иностранным компаниям, и владельцы этих компаний несильно заинтересованы в дальнейшем развитии этих предприятий. Они не вкладывают деньги в развитие, они не управляют этим бизнесом эффективно. Государству, для того чтобы обеспечить предприятия, которые являются системообразующими, необходимо принимать какие-то меры. Именно для этого осуществляются данные действия, потому что временное управление накладывает определенные ограничения, связанные с данными активами. Временное управление предполагает, что любые денежные средства, связанные с развитием бизнеса, с обновлением мощностей, формально останутся в собственности старых владельцев. Разумеется, ни государство, ни потенциально новые владельцы не заинтересованы в этом. А если бизнес не получает денег на развитие, бизнес просто умирает. То есть это вынужденная мера — для того чтобы не потерять одного из крупнейших автодилеров России.

— Каковы перспективы иска Генпрокуратуры?

— Я предполагаю, что данный иск будет удовлетворен. Это уже не первый кейс, прецеденты уже имелись.

Ранее Генпрокуратура уже подавала к «Рольфу» крупный иск, это было в конце 2021 года. Тогда ведомство потребовало взыскать с компании в пользу государства 19,4 млрд рублей, обосновывая требования тем, что Петров в период работы депутатом Госдумы управлял компанией и не декларировал свои истинные доходы. Иск был полностью удовлетворен.