Амбициозные планы: Россия до 2030 года выпустит более 600 импортозамещенных самолетов
План импортозамещения был утвержден правительством, но эксперты сильно сомневаются в его реалистичности — пока с отечественными самолетами дела обстоят не очень, а сроки ввода в эксплуатацию новых моделей постоянно переносятся
Читать на полной версииДо 2030 года Россия должна выпустить более 600 полностью импортозамещенных самолетов. Об этом заявил премьер Михаил Мишустин, когда говорил об утверждении плана кабмином. Планы не просто амбициозные — они составлены на грани выполнимости, считают авиаэксперты.
По словам Михаила Мишустина, в эти 600 лайнеров войдут «Суперджеты», флагманские МС-21, региональные Ил-114 и сверхнадежные Ту-214 для полетов на средних дистанциях. А также широкофюзеляжные самолеты, такие как Ил-96-300. На производство самолетов, двигателей, авионики кабмин разрешил использовать средства ФНБ. На возвратной основе можно будет привлечь 280 млрд рублей, отметил Мишустин. Если делить грубо, то правительство рассчитывает, что ОАК сможет выпускать около сотни самолетов в год, но скорее в план заложен принцип снежного кома — когда в каждый следующий год производится в разы больше самолетов, чем в предыдущий, за счет наработанной базы. Кроме того, условный «кукурузник» — тоже самолет, напоминает авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Когда говорится про вот эти сотни самолетов, говорится не только про магистральные самолеты, но и про всякие мелкие машины типа «Байкала» какого-нибудь. То есть там, условно говоря, 70 Ту-214, МС-21 там должны к 2027-му, по-моему, году производить 36 штук в год — три штуки в месяц, и потом увеличивать до 72 уже ближе к 2030 году. Соответственно, Ил-96 тоже там ограниченное количество, их там всего несколько десятков будет построено в лучшем случае. Поэтому все эти 600 машин — это именно с учетом «Байкала», «Ладоги» и так далее, вот этих всех небольших самолетов. В советское время все авиазаводы, максимум было 150 в год, в 1970-х или 1980-х годах в течение какого-то одного года».
Заявления о количестве самолетов звучали очень разные — президент говорил, что к 2030 году надо произвести более тысячи самолетов, глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что его корпорация потянет 500 самолетов, теперь премьер говорит о 600 лайнерах. Цифры выглядят невероятными, учитывая, что в прошлом году «Ростех» не смог выпустить даже три самолета Ту-214, сорвав сроки. В понедельник появилась информация, что «Аэрофлот» и ОАК согласовали внутреннюю компоновку Ту-214 — расположение кресел и туалетов. Появление дисплеев и интернета на борту сдвинули на 2026 год.
Кажется, что активность вокруг Ту-214 должна прикрыть отсутствие новостей о многострадальном МС-21 — лайнере, который в том числе должен был заменить морально устаревший проект Ту-214. МС-21 все еще проходит испытания. Последние внятные сведения о нем были в прошлом октябре, когда президенту докладывали о производстве двигателей ПД-14. Говорили, что восемь двигателей уже есть, в 2024 году будет еще 12, а в 2025-м — еще 24 штуки. Всего 44 за три года. Как это бьется с цифрой кабмина в 270 лайнеров МС-21 к 2030 году, на которых и должны стоять эти двигатели, — не совсем понятно. Чтобы успеть, производство надо наращивать быстрее, считает гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев:
Виктор Горбачев гендиректор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «По Superjet МС-21, я думаю, что они еще как минимум целый год будут летать, прежде чем получат сертификат. Если сделают где-то в пределах четырех-пяти машин, это будет очень хорошо. Значит, если мы там еще добьемся импортозамещения по авионике, нам же ведь еще надо разобраться с двигателями. А они тоже должны пройти испытание. А это дополнительные производственные мощности, это дополнительные люди. Больше сотни смежников! На тех воздушных судах, которые у нас сейчас есть, — и Boeing, и Airbus — где-нибудь лет семь-восемь мы можем продержаться. А кроме мощности ангаров, как говорится, есть еще мощности: станочный парк, люди. Они за один год, так сказать, не появляются».
Уверенность есть пока только в Ил-96. Кабмин рассчитывает на 12 самолетов к 2030 году, и Воронежский авиазавод нагружен под завязку — готов выпускать по два самолета в год. Как раз успевают. По поводу Ту-214 — известно, что «Аэрофлот» рассчитывает на первую партию из 11 самолетов. И первые пять должны поступить в конце этого года — январе следующего. Хотя, опять же, помня о срыве сроков «Ростеха» по трем самолетам, верится в такие темпы с трудом. Что касается МС-21 — серийные поставки все еще планируют начать в этом году, начнут с шести лайнеров. Путаницу здесь внес глава Минпромторга Денис Мантуров, заявив в начале января, что проекты МС-21 и Superjet объединят в общий бренд. Что это будет, он не пояснил, обещав подробности позднее. А аналитики уже думают, не придется ли начинать сертификацию теперь заново.