В Давосе начал работу очередной Всемирный экономический форум. Как и в прошлом году, на нем не будет представителей России. Накануне на швейцарском горном курорте прошла встреча чиновников из 83 стран, отвечающих за вопросы национальной безопасности. По сообщениям СМИ, она не привела к появлению плана дальнейших действий. Сам президент Украины Владимир Зеленский во встрече не участвовал, он прибыл в Давос позже и планирует в ходе своих выступлений и встреч продвигать тему конфискации российских активов на Западе. Ждать ли каких-то новостей по этой части?

Как отметила газета Financial Times, нынешняя встреча, посвященная «украинскому мирному плану», отличалась от прошлогодней лишь тем, что на общем фото было не 65 участников, а 83. Эта уже четвертая встреча такого формата, на которой Киев пытается продвинуть свой «план» из десяти пунктов, который включает в том числе вывод российских войск со всех занятых территорий, выплату репараций и наказание тех, кого Киев считает военными преступниками. Москва не раз называла этот план категорически неприемлемым. Вряд ли на текущий момент и большинство участников встреч, собираемых для его обсуждения, готовы признать реалистичность подобных требований. Скорее такой формат используется, чтобы понять готовность самой Украины пойти в какой-то момент на компромисс. Чего пока не наблюдается.

Зато к нынешней встрече присоединились некоторые страны так называемого глобального Юга, в частности Индия, Бразилия и Саудовская Аравия. Всего от Азии было 18 стран и еще 12 от Африки. А вот Китая на ней не было. Согласно некоторым утечкам, некоторые участники активно выступали за то, чтобы к подобному формату была привлечена и Россия. В то же время неизвестно, что кто-либо выступал за то, чтобы ценой мира стали территориальные уступки со стороны Украины. Были, судя по всему, отвергнуты предложения Украины провести встречу по «мирному плану» Киева на более высоком политическом уровне. Это означает, что продвижения к какому-то взаимоприемлемому варианту урегулирования пока нет. Нет даже ясности по поводу того, состоится ли пятая встреча подобного формата.

В свою очередь Зеленский в Давосе будет активно продвигать идею конфискации российских активов, дабы использовать их для помощи Украине. В этой связи явной целенаправленной утечкой, сигнализирующей о направлении дискуссий на Западе на сей счет, выглядит публикация агентства Reuters, притом в разделе Breakingviews. Там изложена концепция выпуска Украиной так называемых репарационных облигаций, которые якобы позволят обойти юридические препятствия на пути конфискации суверенных активов РФ. Украина будет продавать ценные бумаги, которые принесут прибыль, если — и только если — она получит от России репарации за нанесенный ущерб. Выплаты процентов также могут быть увеличены и станут подлежать выплате, только если Киев получит компенсацию, — так излагает эту концепцию Reuters.

Держатели облигаций не будут иметь договорных прав на замороженные резервы РФ. Но, учитывая, что Россия вряд ли добровольно заплатит, эти активы могут стать вероятным источником денежных средств для возмещения ущерба. Поскольку по замороженным резервам начисляются проценты, их можно использовать для выплаты как основной суммы облигаций, так и купонов. Это будет юридически отличаться от конфискации, поскольку активы будут переданы только в том случае, если будет выработан законный механизм компенсации и определен размер ущерба.

Теоретически Украина могла бы выпустить репарационные облигации на сумму до 300 млрд долларов, в каковую оцениваются российские замороженные активы. Но только при условии, если западные союзники выразили бы готовность эти бонды купить. Разумеется, с огромным дисконтом. На февраль прошлого года Всемирный банк оценил общий ущерб Украине в размере 411 млрд долларов, с тех пор он лишь вырос.

После Второй мировой войны был лишь один значимый прецедент выплаты репараций, когда после вторжения в Кувейт в 1990 году и поражения в той войне против западной коалиции Ирак согласился выплатить 52 млрд долларов репараций. Сумма была определена комиссией по компенсации, утверждена Совбезом ООН и выплачивалась постепенно из нефтяных доходов Ирака. При любом раскладе такая схема не подходит в случае украинского конфликта. Россия является постоянным членом Совбеза и наложит на подобное решение вето. Помимо того что она является еще и ядерной державой. В то же время на Западе уже не раз приводят ссылки на принцип «ответственности страны за ущерб, нанесенный в результате действий в нарушение международного права», как он был закреплен в резолюции Генассамблеи ООН в 2001 году, а также в разъяснениях Комиссии ООН по международному праву.

Касательно уже нынешнего военного конфликта, Генассамблея ООН осенью 2022 года постановила, что необходим некий международный механизм репарации. Тогда же призвав страны — члены ООН фиксировать свои претензии к России. Аналогичное решение принял в мае прошлого года Совет Европы. С тех пор не было никакого продвижения по вопросу того, кто, собственно, должен заниматься фиксированием. Скорее всего, данная тема будет обсуждаться в кулуарах Давосского форума. Сам же Зеленский собирается встретиться с главой американского инвестиционного банка JPMorgan, который раньше был одним из ведущих андеррайтеров российских ценных бумаг.