В Шушарах сгорел склад Wildberries
Пожар начался около половины восьмого утра. Огнем было охвачено 70 тысяч квадратных метров. Люди не пострадали, сообщает ГУ МЧС по Санкт-Петербургу. Маркетплейс уже пообещал продавцам компенсировать потери за сгоревший товар. Редакция Business FM поговорила с такими предпринимателями
Читать на полной версииОбновлено в 23:23
Сильнейший пожар произошел на складе Wildberries в Санкт-Петербурге. Он расположен в Шушарах.
По данным МЧС, площадь возгорания — 70 тысяч квадратных метров, примерная высота огня в пике — 50 метров. Возгоранию присвоили повышенный уровень опасности.
Местные жители публикуют видео, на которых огромное здание охвачено пламенем и огонь очень быстро распространяется:
— Какой кошмар, очень быстро все сгорело. Реально, за 20 минут все случилось.
— Полчаса — и нет склада.
Недалеко от Шушар находится международный аэропорт «Пулково». Пассажиры приземляющихся рейсов публикуют фото и видео огромного столба пламени и дыма, которые видны в иллюминатор. Жители Пушкинского района Питера закрывают окна, берут животных и уезжают в центр города и на север. Весь юг Петербурга накрыло смогом.
Людей со склада эвакуировали. МЧС сообщает, что сведений о пострадавших не поступало. По данным телеграм-каналов, на складе было около 1000 человек. В Петербурге сейчас минус 16. Газета «Известия» отмечает, что люди без паники покидали помещение. Однако на некоторых видео в Сети видна сильная давка в раздевалках. Спеша покинуть горящий склад, люди бежали, снося железные шкафчики для одежды.
Компания пообещала, что продавцы и покупатели получат компенсации:
«Товары, размещенные на складе в Шушарах, будут скрыты с витрины маркетплейса. Покупателям будут возвращены деньги за утраченные заказы. Продавцы получат компенсацию за поврежденные или утраченные товары».
Продавец электроники и бытовой техники Михаил говорит, что на складе в Шушарах у него была не очень большая партия товара:
— Северо-Западный регион в основном обеспечивается оттуда?
— Да, основная система хранения оттуда идет. Есть маленькие перехватывающие склады, на них кто-то отгружается, кто-то нет. Все зависит от объема продаж.
— Какая-то страховка предусмотрена в таких случаях?
— Такие у нас ситуации уже были, например, когда затопило склад в Электростали, у которого прорвало крышу. Тогда, насколько я знаю, никому никаких компенсаций не заплатили. Сейчас, я так понимаю, получится достаточно серьезный резонанс в СМИ, будут какие-то выплаты. Но я подозреваю, что эти выплаты будут только крупным игрокам, у которых большие партии там хранились. И, скорее всего, выплаты будут назначены не по той стоимости, по которой они продавали, а по какой-то сходной цене. Но дай бог, чтобы эти выплаты были.
— Компенсация изначально где-то указывается? Какие-то документы подписываются на этот счет?
— Прописываются в оферте, но не все ее условия соблюдаются. Приведу банальный пример. [Иногда случается, что] я отгружаю товар, в этот же день его принимают за минусом какого-то количества товара — то есть он воруется. И добиться компенсации за этот украденный товар у меня не получалось.
— Правильно ли мы понимаем, что там горят товары, уже оплаченные покупателями?
— Да. Сейчас там горят и оплаченные покупателями товары. Алгоритм следующий. Клиент оформляет заказ на сайте либо в приложении, после этого склад начинает обрабатывать этот заказ. С этого момента товар выкуплен, но не доставлен на пункты выдачи, то есть до клиента. Скорее всего, заказ отменится, и компания Wildberries вернет деньги клиенту. У нас как у поставщиков поступление денег на счет происходит раз в неделю. Но в личном кабинете мы видим динамику продаж. Соответственно, эти заказы просто исчезнут у нас из динамики продаж, деньги вернутся клиенту, а мы будем разбираться с пропажей товара, с недостачами и всем остальным.
— Куда теперь перекидывать товары, на какие склады? С точки зрения логистики, с точки зрения ожидания товаров мы можем предположить какое увеличение сроков?
— У компании Wildberries достаточно обширная сеть складов, так что без помещения в Шушарах срок доставки заказов вряд ли сильно увеличится. Может, на день-два , не больше. Тем поставщикам, у которых товары погорели, нужно будет переориентироваться на какие-то другие склады Санкт-Петербурга. Там достаточное количество складов. Единственное, мне кажется, эти склады будут захлебываться, и их руководство введет платную приемку, то есть продавцам придется платить дополнительно за каждую единицу принятого товара.
«Известия» сообщают, что все товары на складе сгорели. И это уже не в первый раз, напомнил продавец одежды и товаров народных промыслов на Wildberries Александр. Он рассказал о своих потерях из-за пожара:
— Во сколько оцениваете свой ущерб, если все товары на складе в Шушарах сгорели?
— В районе 200 тысяч, не больше.
— Wildberries возместит?
— Надежд никаких нет, там все на их усмотрение, они монополисты. Захотят — возместят, захотят — не возместят, никогда не знаешь. В Шушары разгружать из Москвы невыгодно, то есть это делается транзитом, непосредственно туда мы ничего не возили, у меня там товара совсем немножко. И, честно признаться, Шушары почему-то продают плохо. То есть даже во время новогодних распродаж почему-то у меня с Шушар продавалось плохо, не знаю, с чем это связано. Даже с Дальнего Востока, из Хабаровска, хорошо продавалось, а вот с Шушар плохо продавалось. Я на самом деле бы посмотрел другую историю, то есть почему это происходит уже в третий раз, то есть с чем это связано. Первый раз — это трагедия, второй раз — это уже какая-то странная случайность, а третий раз — уже какая-то закономерность, которая просто начинает вызывать вопросы.
Почти 9% всех заказов Wildberries отгружались со сгоревшего склада в Шушарах, сообщил РИА Новости сооснователь группы компаний в области электронной коммерции TOGO Антон Бестугин.
Ущерб от пожара на складе может составить 10-11 млрд рублей, что сопоставимо с суммой выплат Ozon после пожара в августе 2022 года, сказал агентству источник на страховом рынке.
Неизвестно, застрахован ли сгоревший склад в Шушарах. Это можно было сделать, даже если он не введен в эксплуатацию. Но получить страховое возмещение владельцу будет непросто. Продолжает заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета Александр Цыганов:
Александр Цыганов завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета «Изначально, когда заключают договор страхования в отношении складских помещений, дается опросник. В опроснике мог быть, а мог и не быть вопрос по поводу введения в эксплуатацию. Всегда устанавливают, кто собственник, — эти документы всегда спрашивают. По поводу введения в эксплуатацию могло быть, как я уже сказал, да, спрашивали — и тогда должна стоять отметка, что да, введено в эксплуатацию. И тогда это прямой обман и основание для отказа в страховой выплате. А если такой отметки нет и написано, что нет, не введено, значит, страховщик взял на себя такой объект с повышенной степенью риска. А возможно, считалось, что не настолько риск сильно повышенный. Такое могло быть, но, скорее всего, была другая ситуация, когда в опроснике такой вопрос не стоял, а шла отсылка к правилам страхованиях. В правилах страхования, скорее всего, будет присутствовать фраза по поводу того, что имущество эксплуатируется в соответствии с законодательством РФ. И вот на основании такой формулировки страховщик, когда получит от страхователя заявление о выплатах, потому что склад сгорел, будет уже принимать решение, скорее всего, будет принято решение об отказе в выплате, но которое страхователь будет оспаривать в суде».
По словам эксперта, товар на сгоревшем складе тоже мог быть застрахован — даже несмотря на то, что сам склад не был введен в эксплуатацию.
Склад был построен два года назад. В 2021 году Wildberries сообщала, что инвестирует в строительство складского комплекса в Шушарах 3 млрд рублей. СМИ сообщают, что здание так и не было введено в эксплуатацию. Это подтвердил врио начальника Госстройнадзора Вячеслав Захаров. По его словам, Wildberries не обращалась в его ведомство за одобрением. В Росреестре склад тоже не значился, поэтому был вне поля зрения контрольно-надзорных органов.
Редакция Business FM попросила прокомментировать эту информацию начальника отдела проектирования Автоматических систем пожарной сигнализации компании «Вега Газ» Алексея Григорьева:
Алексей Григорьев начальник отдела проектирования Автоматических систем пожарной сигнализации компании «Вега Газ» «Что-то из области фантастики, потому что, чтобы построить такой склад, нужно обязательно проходить государственную экспертизу проекта. И, скорее всего, раз там такой большой склад, то он не вписывается ни в какие пожарные нормы. Для него должны были быть написаны специальные технические условия. То есть отдельные специальные нормы проектирования, которые относятся именно к этому конкретному складу. Ситуация, что он был фактически самостроем, ну, по-моему, нереальна».
В пресс-службе Wildberries Business FM сообщили, что компания получила заключение о соответствии склада в Шушарах. «[Для этого] всегда создается комиссия, куда входят специалисты Ростехнадзора, МЧС, Госстройнадзора, инспекторы по электрическим сетям и пожарной безопасности», — заявили в пресс-службе в ответ на просьбу прокомментировать сообщения о том, что склад не был введен в эксплуатацию.
Означает ли получение такого заключения, что склад мог работать легально? А если не мог, то почему склад в Шушарах все-таки работал? Комментирует гендиректор юридической компании «Юрвиста», эксперт по правовым вопросам «Опоры России» Алексей Петропольский:
— Wildberries сообщает, что компания получила заключение о соответствии (ЗОС) склада Wildberries в Шушарах всем требованиям, в том числе градостроительным, санитарным и пожарным. Может быть такое, что это все не противоречит сказанному ранее Госстройнадзором?
— Это не ввод в эксплуатацию. Перед тем, как объект сдать, проходят все комиссии: проверяющие смотрят, что здание всему соответствует. Это не значит, что его ввели в эксплуатацию и начали эксплуатировать. Это значит, что его построили и приняли, дальше подписывается акт ввода в эксплуатацию, собираются все документы и сдаются в Росреестр. После чего получается право собственности, и после этого только начинается эксплуатация здания. ЗОС — это еще не значит, что здание можно эксплуатировать в коммерческих целях. Если оно сгорело в период, когда эксплуатировалось, имея только ЗОС, эксплуатация была незаконной. И если это была собственность именно Wildberries, то, собственно, это их правонарушение.
В качестве одной из предварительных версий пожара рассматривается поджог, рассказал источник РБК, близкий к МЧС. Вечером 10 января, как сообщал 78.ru, у здания этого склада произошла массовая драка между мигрантами. Пострадали два человека, один из них доставлен в больницу с ножевыми ранениями. После этого на складе два дня подряд проводились рейды силовиков.
В свою очередь, ТАСС со ссылкой на оперативные службы сообщает, что предварительной причиной пожара стала неисправность электропроводки. Там отметили, что пожарная сигнализация была отключена из-за ложных срабатываний.
Один из сотрудников склада рассказал Mash, что в какой-то момент она сработала, и ее специально отключили, чтобы не мешала работать. По его словам, недавно в здании прокладывали новую проводку, и с самого утра на складе пахло гарью:
После трех часов пожара огонь локализовали на площади 70 тысяч квадратных метров, при том что весь склад — примерно 100 тысяч квадратных метров. Половина крыши обрушилась. Начальник управления организации пожаротушения ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Игорь Улубиков заявил, что пожарным удалось отстоять часть складского комплекса, электроподстанцию и парковку грузового транспорта.