Второй Западный окружной военный суд приступил к рассмотрению громкого уголовного дела о подготовке покушения на телеведущего Владимира Соловьева. Сам потерпевший, автомобиль которого злоумышленники хотели взорвать, начало разбирательства проигнорировал. Из семи подсудимых лишь трое признали вину, да и то частично. При этом четверо других фигурантов отказались высказать свое отношение к предъявленному обвинению.

Поскольку перед началом процесса в ряде телеграм-каналов шла активная агитация с призывами приехать на процесс и поддержать соратников, у здания суда дежурил наряд полиции, а в коридорах — сотрудники спецназа. Однако повышенные меры безопасности оказались напрасными, и, кроме родственников и журналистов, в суд никто не приехал.

Когда устанавливали личности подсудимых, двое из них — 29-летний Владимир Беляков (прозвище Скаут) и 28-летний Владимир Степанов — попытались утаить сведения о предыдущей судимости, сказав, что ранее «не судимы». Однако судья Игорь Никитчук напомнил им, что, хотя эти судимости погашены, оба в 2012 году получили внушительные сроки — десять и восемь лет колонии по приговору Мосгорсуда. Тогда, еще будучи подростками, молодые люди входили группировку, которая совершала убийства и нападения на межнациональной почве.

Лишь Тимофей Мокий не проявил забывчивости и бодро отрапортовал, что в 2020 году был осужден на четыре года за кражу и незаконный оборот оружия. Этот срок он отбыл, находясь в СИЗО, где день идет за полтора дня в колонии общего режима.

Помимо Владимира Белякова, Владимира Степанова и Тимофея Мокия перед судом предстали еще четверо фигурантов в возрасте от 25 до 34 лет: Максим Дружинин, Андрей Волков, Денис Абраров и Андрей Пронский. Из них трудоустроенным оказался лишь самый старший, Максим Дружинин: он работал маляром в ОАО «РЖД».

Возрождение запрещенной организации

Согласно фабуле обвинения, которую огласила прокурор Екатерина Фролова (она получила известность после участия в процессе над Алексеем Навальным, включенным в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга), большинство подсудимых, за исключением Дениса Абрарова, являлись участниками запрещенной Верховным судом РФ террористической неонацистской организации National Socialism / White Power (NSWP — «Национал-социализм / Белая сила, власть»).

Именно ее решил в октябре 2021 года возродить 31-летний москвич Андрей Пронский. «С целью возобновления деятельности террористической организации, публичного объявления об этом и привлечения сторонников он создал ячейку NSWP по своему месту жительства на Самаркандском бульваре в столице, — сказала прокурор. — В нее он вначале вовлек Тимофея Мокия, Владимира Белякова, Владимира Степанова, Максима Дружинина и Василия Стрижакова (отправлен судом на принудительное лечение. — BFM), а затем Андрея Волкова и других неустановленных лиц».

По данным газеты «Коммерсантъ», в этот момент Пронский по прозвищу Бладма (от английского blood man — «кровавый человек») находился под домашним арестом по делу о хулиганстве (ст. 213 УК РФ), связанному с разборками футбольных фанатов. Но это не помешало ему создать телеграм-канал, одним из администраторов которого стал российский националист Роман Железнов по прозвищу Зухель, который действовал под ником Красный Смех и находился на Украине.

Целью возобновления деятельности NSWP, по словам прокурора, «были публичные призывы к осуществлению террористической и экстремистской деятельности, публичная пропаганда и оправдание терроризма, а также совершение преступлений против личности и собственности граждан, разделяющих взгляды с действующей властью в РФ».

Самодельные патроны и переделанные пистолеты

Претворяя свое мировоззрение в жизнь, соучастники на протяжении 2022 года закупили немалое количество взрывчатых веществ, а также компоненты, которые требовались для изготовления боеприпасов, и оборудование для переделки и изготовления оружия и взрывных устройств. Они незаконно переделали три пистолета, обрез, а также изготовили 49 патронов и самодельную бомбу.

«По местам проживания фигурантов в апреле 2022 года на территории Москвы и Московской области были изъяты гранаты РГД-5, запалы к ним, два самодельных пистолета, переделанных из сигнальных пистолетов, самодельный пистолет, изготовленный из списанного охолощенного пистолета, порох, обрез, 199 патронов калибра 7,62 миллиметра, 748 патронов калибра 9 миллиметров, 49 самодельных патронов к оружию различного калибра и самодельное взрывное устройство», — озвучила найденный у подсудимых арсенал прокурор.

По указанию Пронского соучастники с 31 декабря 2021 года по 25 апреля 2022 года подожгли ряд военкоматов на территории Московской, Рязанской, Тверской и Тульской областей, частный дом в городе Покрове Владимирской области, а также спалили четыре автомобиля.

А «не позднее 4 апреля 20202 года» лидер возрожденной ячейки NSWP через жителя Украины Артема Дериглазова (пожизненно осужден на Украине за убийство сотрудника полиции. — BFM) получил от неустановленных представителей Главного управления разведки Украины заказ на убийство телеведущего Владимира Соловьева, считает следствие. Сделать это Пронский должен был за материальное вознаграждение, однако, сколько ему обещали заплатить, прокурор не сказала.

Как установило следствие, к осуществлению задуманного Пронский привлек Дружинина, Белякова, Степанова, Стрижакова и Мокия, «которые, желая воспрепятствовать правомерной служебной деятельности Соловьева», согласились принять участие в его убийстве.

С 4 по 25 апреля подельники вели слежку за репортером и изучали его распорядок дня. Убить его они собирались, установив самодельное взрывное устройство на кузов машины, чтобы в «подходящий момент привести его в действие». Однако преступление довести до конца злоумышленники не смогли, так как были задержаны.

Одним из последних правоохранители задержали Тимофея Мокия, который, находясь в розыске, успел с 14 по 31 мая 2022 поджечь в Московской, Тульской и Рязанской областях три военкомата, один из поджогов он совершил совместно с Абраровым.

Несостоявшийся писатель

В зависимости от роли фигурантам предъявили обвинение в приготовлении к убийству (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ), незаконном обороте оружия и боеприпасов, незаконном изготовлении оружия или взрывчатых веществ, а также взрывных устройств (ст. 222, 223 и 222.1 УК РФ), совершении теракта (ч. 2 ст. 205 УК РФ), участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ), в умышленном уничтожении или повреждении имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

Поскольку при обыске у Тимофея Мокия нашли 0,585 грамма метадона*, который он купил для личного употребления, ему, помимо прочего, вменили незаконное приобретение, перевозку и хранение наркотиков в значительном размере (ч. 1 ст. 228 УК РФ).

Андрею Пронскому добавили разжигание национальной розни (ч. 2 ст. 282 УК РФ) и публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) за написанную им и изданную в количестве 300 экземпляров книгу под названием «Акционер»**. В ней содержались высказывания, которые оправдывали терроризм, а также были направлены на возбуждение ненависти и вражды по национальности и принадлежности к социальной группе, сказала гособвинитель.

Когда прокурор наконец закончила и председательствующий в тройке судей Игорь Никитчук спросил подсудимых, признают ли они вину, большинство замолчало. Четверо фигурантов отказались высказать позицию по предъявленному обвинению на текущей стадии процесса. При этом они сослались на статью 51 конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя.

Лишь трое — Пронский, Волков и Абраров — сказали, что признают вину частично. Фигуранты согласились с обвинением в умышленном повреждении или уничтожении имущества (ст. 167 УК РФ), но в остальных тяжких и особо тяжких преступлениях, таких как терроризм (ст. 205 УК РФ), вину признавать отказались. В частности, адвокат Владимира Волкова назвал «излишним» предъявленное его клиенту обвинение в участии в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК РФ) и выразил надежду, что в ходе процесса защита докажет обратное.

На этом первое слушание завершилось и тройка судей прервала процесс до 15 января, когда прокуроры планируют допросить потерпевших. Им, помимо Владимира Соловьева, признано Минобороны. Гарантий того, что журналист приедет на процесс, нет: ни на предварительное слушание, ни на первое заседание по делу он не пришел, известив суд, что не против, чтобы разбирательство началось без него.

Когда судьи предупредили, что планируют заседать три дня в неделю, против этого взбунтовались двое из фигурантов: Владимир Степанов и Андрей Пронский. Они заявили, что каждый из них является инвалидом второй группы и им будет сложно ездить так часто в суд.

Степанов, который при задержании пытался выпрыгнуть в окно и повредил ноги, пояснил, что обвиняемых вывозят в суд в пять утра и возвращают в СИЗО лишь в полночь. «Вот из-за того, что вы инвалид, мы не каждый день слушаем дело и четыре дня оставляем вам для отдыха, — сказал судья Игорь Никитчук. — Или до четырех дней увеличить, чтобы мы вошли в хороший темп?»

Андрей Пронский пояснил, что имеет инвалидность из-за психического заболевания — расстройства личности, состоит на учете у психиатра и проходит лечение курсами, однако сильнодействующие лекарства с собой в суд ему не дают. Но судьи были непреклонны. Они посоветовали подсудимому решить вопрос с приемом препаратов через адвоката.

* Распространение, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков, а также их употребление на территории РФ преследуются по закону. Business FM не поддерживает и не пропагандирует никакие из перечисленных деяний.

** Признана судом экстремистской.