Российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев продолжает судиться с Sotheby’s. Слушания по громкому в аукционном мире делу начались в Нью-Йорке. Дело не новое, но это новый его виток — прецедент, которому уже сулят статус исторического.

Рыболовлев требует от аукционного дома компенсацию — почти 400 млн долларов, пишет Euronews (издание заблокировано в РФ). Он обвиняет представителей Sotheby’s в том, что они способствовали завышению цен на работы, которые для миллиардера на протяжении 12 лет покупал арт-дилер Ив Бувье.

Ранее Рыболовлев девять лет судился с Бувье, разбирательства были сразу в четырех юрисдикциях. Российский бизнесмен утверждал, что Бувье завысил цены проданных ему шедевров и присваивал разницу и завышенные комиссионные. Бувье это отрицал. В конце прошлого года стороны наконец урегулировали спор, заключив конфиденциальное соглашение.

Аукционисты, по мнению Рыболовлева, вступили с Бувье в сговор, результатом которого стало «разграбление» бизнесмена. В общей сложности на работы, купленные при посредничестве Бувье, он потратил 2 млрд долларов.

Бувье купил «Спасителя мира» да Винчи за 83 млн долларов и через аукцион продал его Рыболовлеву за 127 млн долларов. Позже картину перепродали саудовскому принцу уже за рекордные 450 млн долларов. Рыболовлев не отрицает, что заработал, но готов отстаивать неадекватность скачков цен.

Ранее тягаться с Sotheby’s смелости не хватало ни у кого. Эксперты говорят: кажется, Рыболовлеву не столько нужен результат, сколько важен сам процесс. Впрочем, в ходе слушаний начинают вскрываться не всегда приятные детали, рассказывает искусствовед и автор телеграм-канала«Ку-ку» Ксения Коробейникова:

Ксения Коробейникова искусствовед и автор телеграм-канала «Ку-ку» «Пока, правда, без подробностей, но уже в зале суда звучали следующие истории, немаловажные для России, это трофеи. Для специалистов не секрет, откуда у многих наших миллиардеров появлялись шедевры музейного уровня. Они попадали к ним не всегда через аукционные дома. Иногда это трофейная история, которая вне закона, она никак не афишируется, но в зале суда этот сюжет начали разворачивать, дали понять, что эту историю они продолжат раскручивать, потому что там не все так просто. Не только Рыболовлев вцепился в горло Sotheby’s, но как бы и Sotheby’s тоже пытается отвечать. И, собственно, в дело вмешался бывший сотрудник ФБР, который специализируется на рассекречивании «серых» схем, и он как раз таки должен подвергнуть допросу Рыболовлева».

Прозрачности и понятных правил игры на арт-рынке хочется не только Рыболовлеву. Аукционные дома часто поднимают цены в разы и тем самым раздувают рынок. Судебное разбирательство может иметь долгосрочные последствия для ведения бизнеса на вторичном рынке произведений искусства, говорят специалисты.

Шансы российского миллиардера в тяжбе оценивает партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина:

Анастасия Тараданкина партнер и адвокат коллегии адвокатов Delcredere «Самое важное истцу доказать факт осведомленности Sotheby’s о недобросовестности арт-дилера относительно оценки стоимости произведений. В этом случае Sotheby’s действительно, вероятно, будет нести ответственность за участие в некой схеме. Таким доказательством, например, может быть переписка между арт-дилером Бувье и представителем Sotheby’s, где Бувье просит пересмотреть оценку и Sotheby’s идет навстречу. Sotheby’s будет нести ответственность за поведение отдельного сотрудника тоже в определенных случаях. Мы часто сталкиваемся с тем, что в аукционных правилах есть большое количество оговорок, которые ограничивают ответственность аукционного дома. Возможно, в аукционной документации оговорки об ответственности аукционного дома за действия отдельных сотрудников тоже есть, и в этом случае также будет сложно привлечь Sotheby’s за даже недобросовестные действия отдельного сотрудника».

В целом шансы на победу у Рыболовлева есть, заключают юристы. При этом такие крупные конфликты на арт-рынке в принципе обычно заканчиваются закрытыми мировыми соглашениями.