Живи настоящим: понятие времени у африканских народов
Январские рассказы Сергея Корзуна
Читать на полной версииЧеловек разумный расселился по всему свету из Африки, но к земледелию перешел уже в новых местах обитания. Там ему и потребовались календари.
В разных климатических регионах Африки счет времени, понятно, был различным. Древний Египет дал миру один из древнейших календарей, к нему восходит коптский, включивший элементы юлианского. А в Эфиопии на его основе существует отдельная разновидность, отмечает доцент кафедры африканистики МГУ Моника Урб:
Моника Урб доцент кафедры африканистики МГУ «В эфиопском календаре не 12, а 13 месяцев. В каждом месяце по 30 дней, а в последнем всего пять или шесть дней в зависимости от того, високосный год или нет. Поэтому Эфиопию очень часто называют страной 13 солнечных месяцев в году. Начало года в эфиопском календаре приходится на 11 или 12 сентября. Именно в этот день эфиопы празднуют Новый год, который называется Энкутаташ. И 11 сентября 2023 года Эфиопия отметила приход Нового 2016 года. Новые сутки Эфиопии начинаются не в полночь, как у нас, а с восходом солнца, то есть в 6 часов утра. Если мы договариваемся о встрече в 14:00, то, скажем, на амхарском языке это будет звучать так: «Начало встречи в 8 часов дня».
На западе Африки, в Нигерии, проживает один из крупнейших народов — хауса. С приходом ислама в XI веке там пользовались исламским календарем, а в результате британской колонизации приняли европейский, продолжает Моника Урб:
«Что касается года у народа хауса, то он делится на два сезона, — на дождливый и сухой. Сухой сезон подразделяется на три периода: время сбора урожая, холодное время года и сезон, который совпадает с нашей весной. В дождливый сезон выделяют период, когда дожди идут непрестанно и круглые сутки. У хауса не было часов в нашем понимании — ни песчаных, ни солнечных, ни каких-либо других. Время они определяли по положению Солнца на небосклоне. Что касается Нового года у хауса, то он отмечается по мусульманскому календарю в первый день месяца мухаррам. Он называется у хауса Бикин Чика-Чики — праздник набивания живота, поскольку обычай требует, чтобы в этот день каждый член большой семьи мог наесться досыта».
Ближе к югу Африки, в стране зулусов, год естественным образом делится уже на несколько сезонов, и появляется понятие «пора года», которое связано прежде всего с сельским хозяйством. Год составляли 13 лунных месяцев, начинавшихся с новолуния. У месяцев были свои имена, но сейчас уже используются названия григорианского календаря, отмечает Моника Урб:
«По мнению народов Южной Африки, например зулусов, считалось, что Солнце выходит непосредственно из воды. Пройдя свой путь в течение дня, оно скрытно возвращалось ночью снова в океан, чтобы выйти из него утром. И, например, в языке зулусов Солнце звучит точно так же, как и слово «день». Хотя для «дня» в языке есть еще два понятия. Что касается Луны, оно считается у зулусов вторым после Солнца светилом, и у него тоже существует несколько названий в течение всего лунного цикла. В языке используются два слова, которые обозначают «небо» или «небеса». Например, небо — это как самоназвание зулусов: зулу — это небо. Есть и другое название — исибакабака. Оно означает не только небо, но и пространство вообще. Времени нет как такового. Вы знаете, это очень хорошо отображается в африканских языках. Иногда там очень размытая система прошедшего времени. Вообще, прошлое связано только с предками. К будущему времени относятся очень настороженно, потому что для африканца это что-то такое новое, неизведанное, связанное со страхом, неопределенностью. Поэтому они в будущее не заглядывают. Время — оно здесь и сейчас».
Особо трепетным у обитателей юга Африки было отношение к Солнцу, Луне и небу.