Власти России запретили арест активов на счетах типа «И» и «С». Указ об этом подписал президент. Документ запрещает взыскания, аресты и другие обеспечительные меры в отношении этих счетов. При этом пока что неизвестно о случаях таких арестов. В ноябре Арбитражный суд Санкт-Петербурга арестовал почти 3 млрд рублей на счетах обоих типов по иску инвестора к Euroclear, но позже отменил решение, признав его избыточным.

Для чего нужен запрет ареста счетов, которые и так используются для заморозки средств недружественных нерезидентов? Говорит независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов:

Максим Ульянов независимый финансовый эксперт и инвестор «Мне хочется надеяться, что это сигнал западным инвесторам и западным регуляторам о том, что все-таки Россия хочет искать системное решение по взаимной разблокировке активов. На мой взгляд, одна из причин этого указа — это желание убрать фактор самодеятельности, когда какие-нибудь местные областные арбитражные суды могут блокировать деньги на счетах иностранных инвесторов, то есть чтобы не было зеркальных мер типа того, что произошло в Германии, когда Генпрокуратура хотела заблокировать, по-моему, 820 млн евро активов российских и конфисковать их. Там же был один прецедент, когда одна из управляющих российских компаний подавала иск в санкт-петербургский арбитраж, и был прецедент, когда суд накладывал обеспечительные меры, которые потом были отменены как избыточные. Но я думаю, что это как раз сделано, чтобы все инициативы, которые сейчас подают частные инвесторы, претензии к западным системным игрокам, чтобы этих блокировок не было. Просто мне кажется, что здесь важно, чтобы этот вопрос решался не индивидуально для каждого инвестора отдельно, кто громче кричит, а в рамках системного обмена, как военнопленные или заложники — все на всех. То есть если бы этого указа не было, то это бы могли раздербанить наиболее активные частные инвесторы, отстаивающие свои интересы на территории РФ».

В то же время решение запретить арест счетов недружественных резидентов можно объяснить стремлением сохранить средства для российских инвесторов, считает инвестор, основатель финансовой школы Finschool Андрей Плотников:

Андрей Плотников инвестор, основатель финансовой школы Finschool «Запрет на арест ввели для того, чтобы резиденты из недружественных стран не смогли вывести эти активы из России и как-то поспособствовать выводу этого капитала. Потому что на эти деньги сейчас рассчитывает государство для того, чтобы выплачивать ими те компенсации именно российским инвесторам. Именно сейчас юридически нужно подстраховаться, то есть настолько все серьезно, что даже потребовался указ президента на то, чтобы с этих счетов не смогли деньги вывести. К счетам типа «С» относятся и клиринговые счета, и банковские счета нерезидентов, и брокерские счета, то есть абсолютно все виды счетов, которые существуют. Приведу пример. Соберутся иностранные нерезиденты недружественных стран, подадут апелляцию в какой-нибудь европейский суд по правам человека, выиграют этот суд, и с решением этого суда направятся в компании, где содержатся в депозитариях иностранные бумаги, потому что не все деньги, не все бумаги иностранных резидентов находятся в России, некоторые заблокированы в Европе. И эти деньги они могут технически забрать себе назад, не деньги даже, а бумаги, точнее. Поэтому здесь важно было указом президента тоже себя подстраховать».

Счета типа «И» и «С» ввели после начала спецоперации на Украине. На них хранятся активы недружественных нерезидентов. Вывести средства нерезиденты не могут, они остаются замороженными на территории России.