Проблема дефицита кадров на российском рынке труда будет только нарастать
Согласно выводам нескольких солидных исследований, в России уже на данный момент не хватает почти пять млн рабочих рук, а подавляющая часть компаний сталкивается с проблемами найма работников. Особенно дефицитными являются рабочие специальности. Поэтому работников ждет рост зарплат и соцпакета. Но откуда их взять?
Читать на полной версии2023-й — год споров вокруг «синих воротничков». Аналитики рынка говорят, что в России сложился серьезный дефицит рабочих кадров — счет идет на миллионы человек, это вывод исследования института экономики РАН.
В правительстве же отвечают, что главное — как считать. И что на производительность труда в России негативно влияют «тысячи» бухгалтеров и охранников. Сомнений нет лишь в одном — люди ручного труда в 2023 году серьезно нарастили свои заработки.
2023 год закрепил тенденцию трех последних лет — в России сформировался дефицит рабочих рук. Нет-нет да и появится на «Авито» вакансия сварщика с зарплатой в 200 тысяч рублей, а HR-агентства отчитаются, что снова случился недобор дворников и грузчиков. Как рассказали нам сами «синие воротнички», за три года расценки на их услуги выросли в 3-3,5 раза. Вот, например, наблюдения грузчиков-такелажников Равиля и Даниила:
— Спрос на работу всегда был, потому что такой работой мало кто занимается. Всегда нам звонят, просят помочь. Стараемся сейчас раскручиваться сами вдобавок. Чтоб был намного больше спрос у нас, выставляем объявление на «Авито». Мы грузчики и такелажники, самозанятые.
— В этом году вы не повышали расценки?
— Немножко повышали, потому что вы сами понимаете, какая ситуация в стране. Сейчас цена на еду, на бензин растет, и за те же деньги, которые были раньше, ничего не сделать. Например, если брать с года 2018-2019, ставка была 200 рублей в час, минималка идет всегда четыре часа. Это 800 рублей. Сейчас цены выросли до 650 рублей в час. Есть 700 рублей в час. Это в зависимости от того, какую работу ты выполняешь. Если ты просто носишь коробки, там переезды, это считается обычной почасовой работой, неважно, по лестнице или не по лестнице.
Повторяет выводы Института экономики РАН исследование HR-Tech компании «Поток», по их данным, в 2023 году с дефицитом кадров столкнулись почти 90% опрошенных компаний, причем почти все они, 93%, были представителями крупного бизнеса. С набором кадров большие проблемы, подтверждает директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш» Дарья Буйлова:
Дарья Буйлова директор по маркетингу и стратегии «НАТЭК-Нефтехиммаш» «Мы работаем для нефтегаза, делаем емкостное оборудование, поэтому на нашем производстве как ни на каком другом, конечно, не хватает рабочих специальностей. Но это проблема общая в отрасли. Такие люди, как инженер по сварке, термообработке, технологи, вальцовщики, — с этим действительно есть большие проблемы. У нас, например, первая смена закрыта менее чем на 60%. Во второй даже 50% не набирается. Конечно, в первую очередь это связано с падением престижа рабочих специальностей. Конечно, с этими специальностями гораздо больше проблем, чем, например, с менеджментом, но мы ее решаем. У нас есть такой интересный проект: мы взяли две группы женщин, обучили их сварке. Это женщины, которые работали в сетевых магазинах, в основном на позициях кассира. После прохождения обучения их заработная плата выросла более чем в два раза. То есть таким образом мы пытаемся закрыть провал рабочих специальностей».
Правительство между тем отделяет дефицит настоящей рабочей силы от мнимой. В декабре глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что в России чрезмерное количество охранников и бухгалтеров, и это негативно сказывается на производительности труда. Присутствие охранников, по словам Решетникова, требуется в рамках «излишних» требований по безопасности, «хотя давно можно все заменить камерами». А «тысячи бухгалтеров», добавляет министр, трудоустроены благодаря излишне частому изменению положений в этой сфере, которые требуют постоянной перенастройки системы. «Насколько это производительно?» — задался вопросом Решетников.
В бухгалтерах и охранниках, действительно, недостатка нет, требуются другие кадры. Но большая и серьезная проблема, которую не все еще осознают, это растущий средний возраст «синих воротничков», отмечает руководитель исследовательского центра Superjob Наталья Голованова:
Наталья Голованова руководитель исследовательского центра Superjob «Большинство компаний функционируют в условиях кадрового голода. Топ-3 отраслей с самым высоким спросом на персонал, там, где больше всего нужны люди, это промышленность, строительство и транспортно-логистическая сфера. Нужны водители грузовых автомобилей, машинисты спецтехники, складские рабочие. И если прирост количества вакансий в строительстве и транспорте составляет где-то за год +35%, то в промышленности и производстве этот рост +122%, и все это сопровождается старением рабочих кадров. Это следствие демографической ямы. Электрогазосварщика средний возраст в прошлом году 40 лет, а в этом году — 44, арматурщика — 36 лет в прошлом году, средний возраст в этом году — 38 лет. К концу этого десятилетия граждан 30-39 лет, то есть самой активной на рынке труда возрастной группы, станет меньше на семь млн».
Дефицит рабочей силы на рынке сам по себе предполагает, что будет наращиваться автоматизация производства и бизнес-процессов. Уже есть стартапы по «роботизированному» складу, например, когда робот-манипулятор сам распределяет коробки. И за всем следит ИИ. О такой разработке в интервью главреду Business FM Илье Копелевичу рассказывал директор по развитию производственной инжиниринговой компании Engy Александр Клоков. Правда, по его словам, сегодня все еще выгоднее привлечь на зарплату разнорабочего, чем ждать, пока новые технологии начнут окупаться. Вот фрагмент их разговора:
— На данный момент роботизированный склад размещен и проходит опытную эксплуатацию в нашем сборочном цеху на Кавказском бульваре. Путем измерения габаритов коробки и взвешивания система понимает, каким образом лучше всего отсортировать эти коробки. Таким образом, они хранятся с минимальным зазором, тем самым мы повышаем эффективность использования пространства склада, мы меньше храним воздуха. Если посмотреть на классические складские помещения, там много проходов для людей, масса вопросов безопасности.
— Что дороже — построить роботизированный склад с манипуляторами, которые все делают, нанять кладовщиков?
— Нужно считать экономику и не в перспективе одного года, а хотя бы трех. В течение первого полугода дешевле платить зарплату рабочим.
По мнению аналитиков консалтинговой компании «Яков и партнеры», в России «дефицит рабочей силы уже наступил» и к 2030 году составит до 4 млн человек. А по опросу HeadHunter, 85% работодателей считают, что в 2024 году дефицит кадров останется фундаментальной проблемой рынка труда. Главным рычагом для выправления ситуации должно стать повышение зарплаты, считает директор по развитию бизнеса кадровой компании UNITY Юлия Молодницкая:
Юлия Молодницкая директор по развитию бизнеса кадровой компании UNITY «Там, где мы наблюдаем существенные напряжения, связанные с нехваткой кадров, персонала, людей, мы видим изменения в 20 плюс процентов с точки зрения заработной платы. Напряжение испытывают все отрасли без исключения. Можно кратко, наверное, обозначить: это HoReCa, это индустрия отелей и ресторанов, этой обслуживающий персонал, связанный с приготовлением блюд, с уборкой, с обслуживанием и приемом гостей. Если мы говорим об индустрии интернет-коммерции, то продолжает сохраняться напряжение, нехватка среди сборщиков, доставщиков продукции и товаров. Производственные предприятия промышленности тоже испытывают большой дефицит и борются за кадры в области производственного персонала различных специальностей».
Опасения HR-специалистов разделяют на высшем уровне. Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее назвал именно дефицит кадров главным внутренним источником рисков для российской экономики. А вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что к 2030 году стране потребуется дополнительно два млн работников. Откуда их взять — это большой вопрос. На который ни у кого пока ясного ответа нет.