Президент ассоциации «Бабочки» Лоран Бойе раскритиковал Пьера Ришара за его подпись под текстом в защиту Жерара Депардье, который с 2020 года находится под следствием по обвинению в изнасиловании актрисы Шарлотты Арну. По его убеждению, Пьер Ришар больше не может представлять организацию, главной целью которой является защита жертв насилия.

Французское общество оказалось в состоянии непрекращающейся полемики после того, как 7 декабря в телепрограмме Complément d'enquête вышел документальный фильм о поездке Жерара Депардье в 2018 году в Северную Корею, в котором звучат шокирующие публичные высказывания артиста. В частности, когда он называет десятилетнюю кореянку девушкой легкого поведения. Вскоре министр культуры Франции Рима Абдул-Малак заявила, что совет ордена Почетного легиона должен рассмотреть вопрос о членстве в нем Депардье:

«Орден Почетного легиона — это признание человека, художника и его ценностей. В этом и заключается смысл ордена Почетного легиона. Совет ордена Почетного легиона соберется и начнет дисциплинарное разбирательство, чтобы решить, следует ли приостановить орден для Депардье или вовсе лишить его ордена. Очевидно, что Жерар Депардье сможет предоставить опровергающие доказательства. Но процедура будет начата».

20 декабря в телеинтервью президент Франции Эммануэль Макрон дал понять, что у него нет определенного мнения по этому вопросу, но заметил, что орден Почетного легиона — это «орден, который не предназначен для морализаторства», и что он сам является большим поклонником Депардье и ненавидит, когда кого-то начитают травить.

Несмотря на тянущееся уже три года дело об изнасиловании и более 15 обвинений со стороны других женщин в домогательствах и непристойном поведении, Жерар Депардье остается востребованным актером. И вряд ли эта ситуация изменится, считает продюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures» Александр Изотов:

Александр Изотов продюсер, президент кинокомпании «Царь Pictures» «В свое время Жерар Депардье потерял карьеру в Америке, потому что признался в своей бурной юности. После этого Америка перестала его активно снимать. У него были большие планы, перспективы в Голливуде. То, что его продолжают снимать в текущей ситуации, говорит о том, что, во-первых, история Me Too немножко поутихла. При этом Франция — это не Голливуд, в ней более легкое отношение. Поэтому я не думаю, что сейчас эта культура отмены будет так мощно работать и в Европе. Жаль, что он в определенной степени потерял человеческий облик, но актер он действительно великий. Я думаю, что снимать будут».

Депардье в какой-то момент стал всеобщим любимцем и ему прощали многие выходки, которые, вероятно, не простили бы кому-то другому. Так, вспоминают его участие в вечерних новостях французского Первого канала в начале 80-х годов, когда он в прямом эфире трогал присутствовавших женщин за ягодицы и грудь, а все по этому поводу лишь потешались. Но тогда была другая эпоха, а актеру было немногим больше 30 лет, а не 74, как сейчас. Одним из фильмов, за счет которого 26-летний Депардье обрел популярность, был «Вальсирующие» — эротическая комедия Бертрана Блие, временами балансирующая на грани порнографии. Да и само название фильма имеет другое значение, обозначающее мужские тестикулы. В картине он играл роль разбитного хулигана, а затем всю жизнь культивировал амплуа «хулигана французского кино». Но с годами все это стало усугубляться проблемой алкоголя.

Но на поведение Депардье никогда не жаловались равные ему по статусу, например Катрин Денев или Фанни Ардан. Всегда речь шла о молодых актрисах, визижистах, ассистентах... Причем говорят, что поведение Депардье с годами менялось в худшую сторону. При желании можно усмотреть и вину общества тоже, считает адвокат и партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Екатерина Тягай:

Екатерина Тягай адвокат и партнер коллегии адвокатов Pen & Paper «Здесь несколько факторов, как правило, сходятся, начиная с тенденции безграничной распущенности внутри человека, которая им движет в плане выбора определенной линии поведения. И, конечно, реакция общества, которое демонстрирует, что это не вызывает не только правового пресечения, а просто брезгливость со стороны других членов общества, которые с этим сталкиваются, это наблюдают. Определенная ответственность общества в этом однозначно есть: человек понимает, что такой реакции нет, что злоупотребление, совершаемое им, одобряемо обществом».

«Мы больше не можем молчать перед лицом толпы линчевателей, которая обрушивается на него, перед потоком ненависти, который выливается на его личность, без учета нюансов, при полной мешанине фактов и вопреки презумпции невиновности, которой он мог бы пользоваться, как и все другие, если бы он не был гигантом кино, которым он является», — говорится в тексте, опубликованном в Le Figaro, который подписали порядка 60 деятелей культуры. «Благодаря своему актерскому гению Жерар Депардье внес вклад в художественное богатство нашей страны», — подчеркнули они, назвав его «последним священным монстром кинематографа».