Производство и продажа мебели бьют рекорды. Фабрики не успевают собирать заказы
Участники рынка связывают такой бум с массовым вводом в эксплуатацию новостроек с отделкой и меблировкой. Другие опрошенные эксперты напоминают, что многие тратят выплаты с СВО именно на жилье и мебель
Читать на полной версииПроизводство и продажи мебели в уходящем году выросли до рекордных за 18 лет показателей. Ее выпуск в натуральном выражении увеличится на треть по итогам 2023 года, а компании отрасли смогут совокупно выручить почти на четверть больше.
Участники рынка связали рост с массовым вводом в эксплуатацию жилых новостроек, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Чем вызвано увеличение спроса на мебель и с какими проблемами сталкиваются производители? Об этом рассказывает директор фабрики «Союз-мебель» Станислав Воробьев:
— В торговой цепочке мы стоим на своем месте: есть бюджетный импульс, после которого растут такие отрасли, как оборонка и строительство, потом идут отделочники, а потом мебельщики.
— А кто покупатели мебели сейчас?
— Абсолютно все. Есть люди, которые поняли, что им придется жить в России, и представители элиты стали улучшать свои условия. Есть люди, которые получили зарплаты на СВО и прислали их своим женам. Есть люди, которые получили уже выплаты за погибших, и они все начинают вкладывать деньги в квартиры и их меблировать.
— Сильно ли выросли цены?
— Здесь нельзя отвечать в общем, потому что на что-то выросли и сильно, на что-то нет, на что-то — даже снизились.
— А на что снизились?
— Снизились на те элементы, с которыми были перебои, а потом они наладились посредством серого импорта.
— Что пользуется спросом?
— В каждом сегменте есть свои группы товаров, которые пользуются спросом. Например, есть производство товаров с элементами шпона, оно относится больше к дорогим сегментам. Есть элементы товара, самые простые, такие как пленки ПВХ, ДСП, самые дешевые ткани, если мы говорим о мягкой мебели. Они тоже пользуются спросом, просто потому что люди стараются уложиться в конкретную сумму. Наиболее важной проблемой, которую стоит изучать, стало то, что у нас активно вымываются люди. И сейчас проблема, которая более актуальна, это не спрос, цены и импортозамещение, а то, что некому производить существующие заказы. То есть проектная мощность оборудования не используется не потому, что нет заказов, а потому что нет достаточного количества людей, которые на этом оборудовании могут работать. Вот это проблема серьезная, она определяет правила игры на рынке. Это может привести к росту цен, но это гораздо важнее, чем цены.
С тем, что производители не успевают выполнять заказы, столкнулась шеф-редактор Business FM Маргарита Бондаренко:
Маргарита Бондаренко шеф-редактор Business FM «Еще 20 ноября я заказала и оплатила кресло компании Hoff с доставкой на 8 декабря. Накануне доставки позвонил робот: «Извините, но по вине производителя — а это какая-то питерская фабрика, — доставка перенесена на 26 декабря». А вчера также бодро меня уведомили, что теперь доставка аж 14 января. Я потребовала от клиентской службы Hoff узнать, что там у производителя, и сегодня мне перезвонили, мол, у мебельной фабрики так много заказов, что она не справляется, не хватает мощности, а еще были перебои с поставками тканей и комплектующих. В итоге им приходится какие-то заказы переносить уже на следующий год».
В 2022 году мебели в России было выпущено на 15% больше, чем годом ранее.