«Ъ»: ФНБ почти исчерпал бюджет на выкуп самолетов из-за рубежа
Большая часть средств ушла на выкуп самолетов для группы «Аэрофлот». Источники издания считают, что даже если лимит ФНБ будет превышен, деньги уйдут на дальнейший выкуп судов тоже для этой компании
Читать на полной версииБюджет ФНБ на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей почти исчерпан. Как пишет «Коммерсантъ», из 300 млрд рублей, которые выделил фонд, осталось около 3,5 млрд рублей.
При этом большая часть средств — около 250 млрд рублей — ушла на выкуп самолетов для группы «Аэрофлот». Компания приобрела в операционный лизинг 86 бортов. 22 декабря группа анонсировала передачу прав еще на 28 самолетов.
При этом частные компании «Уральские авиалинии» и S7 на двоих смогли выкупить свыше 60 самолетов, хотя получили из средств ФНБ менее 50 млрд рублей. Основную часть суммы сделок они оплатили сами. Перевозчики получили эти лайнеры в финансовый лизинг на 15 лет, по завершении срока суда перейдут в их собственность.
Источники издания считают, что, даже если лимит ФНБ будет превышен, деньги уйдут на дальнейший выкуп судов для «Аэрофлота». Всего к февралю прошлого года в парке российских компаний было более 700 иностранных самолетов. Все они в одностороннем порядке были переведены в российскую юрисдикцию, то есть формально получили двойную регистрацию.
Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— На начало года уже только российскую регистрацию имели около 200 воздушных судов, это составляло примерно треть. Примерно процентов на 10 парк уменьшился еще в прошлом году ввиду того, что часть самолетов были задержаны, арестованы. И вот на сегодняшний день, как отчитались авиакомпании, еще около 100 с небольшим самолетов должны прибавиться к этому числу. То есть по большому счету речь идет о том, что на сегодняшний день нашим авиакомпаниям удалось урегулировать вопросы примерно по половине парка иностранных воздушных судов. Само собой, вторая половина также критически важна и необходима. У нас объемы авиаперевозок растут, и уже в следующем году, если в этом году мы прибавим примерно 10 млн пассажиропотока и никакого дефицита провозных емкостей мы не наблюдаем, то если мы будем расти такими же темпами и в следующем, 2024 году, то мы уже можем приблизиться к пределу провозных возможностей всего парка воздушных судов — и выкупленных, и не выкупленных.
— По данным «Коммерсантъ», чтобы «Аэрофлоту» выкупить 86 лайнеров, понадобилось примерно 250 млрд рублей, а вот чтобы S7 выкупить 45 самолетов, то есть почти в два раза меньше, потребовалось примерно 50 млрд рублей, из которых 34 млрд рублей — из средств ФНБ, то есть как будто в 2-2,5 раза меньше. От чего это зависит?
— Самолет самолету рознь. Во-первых, и модели самолетов разнятся: есть среднемагистральные самолеты, есть дальнемагистральные самолеты, это огромная разница в цене. Ровно так же, как есть самолеты, которым пять-семь лет, а есть самолеты, которым 12-15 лет. Я не думаю, что сейчас для государства есть какие-то приоритеты или у каких-то авиакомпаний есть привилегии. Независимо от того, какая конкретно авиакомпания выкупает, схема выкупа происходит следующим образом: государство выделяет деньги некой государственной лизинговой структуре, то есть не самой авиакомпании, а государство забирает эти самолеты в свою собственность, а дальше передает в лизинг той или иной авиакомпании. Когда мы говорим о том, что на сегодняшний день 300 млрд рублей были выделены и уже исчерпаны, это не означает, что государство не выделит еще 300 млрд рублей.
Чартерная компания iFly пока не смогла получить средства из ФНБ, хотя ей удалось согласовать сделку о прямом выкупе трех самолетов у американской ALC на сумму в 9 млрд рублей. Получит ли теперь перевозчик деньги из фонда хотя бы на один из самолетов, неизвестно, пишет «Коммерсантъ». Как отметили источники газеты, вопрос о дополнительном финансировании в правительстве пока не обсуждается.