Бюджет ФНБ на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей почти исчерпан. Как пишет «Коммерсантъ», из 300 млрд рублей, которые выделил фонд, осталось около 3,5 млрд рублей.

При этом большая часть средств — около 250 млрд рублей — ушла на выкуп самолетов для группы «Аэрофлот». Компания приобрела в операционный лизинг 86 бортов. 22 декабря группа анонсировала передачу прав еще на 28 самолетов.

При этом частные компании «Уральские авиалинии» и S7 на двоих смогли выкупить свыше 60 самолетов, хотя получили из средств ФНБ менее 50 млрд рублей. Основную часть суммы сделок они оплатили сами. Перевозчики получили эти лайнеры в финансовый лизинг на 15 лет, по завершении срока суда перейдут в их собственность.

Источники издания считают, что, даже если лимит ФНБ будет превышен, деньги уйдут на дальнейший выкуп судов для «Аэрофлота». Всего к февралю прошлого года в парке российских компаний было более 700 иностранных самолетов. Все они в одностороннем порядке были переведены в российскую юрисдикцию, то есть формально получили двойную регистрацию.

Комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

— На начало года уже только российскую регистрацию имели около 200 воздушных судов, это составляло примерно треть. Примерно процентов на 10 парк уменьшился еще в прошлом году ввиду того, что часть самолетов были задержаны, арестованы. И вот на сегодняшний день, как отчитались авиакомпании, еще около 100 с небольшим самолетов должны прибавиться к этому числу. То есть по большому счету речь идет о том, что на сегодняшний день нашим авиакомпаниям удалось урегулировать вопросы примерно по половине парка иностранных воздушных судов. Само собой, вторая половина также критически важна и необходима. У нас объемы авиаперевозок растут, и уже в следующем году, если в этом году мы прибавим примерно 10 млн пассажиропотока и никакого дефицита провозных емкостей мы не наблюдаем, то если мы будем расти такими же темпами и в следующем, 2024 году, то мы уже можем приблизиться к пределу провозных возможностей всего парка воздушных судов — и выкупленных, и не выкупленных.

— По данным «Коммерсантъ», чтобы «Аэрофлоту» выкупить 86 лайнеров, понадобилось примерно 250 млрд рублей, а вот чтобы S7 выкупить 45 самолетов, то есть почти в два раза меньше, потребовалось примерно 50 млрд рублей, из которых 34 млрд рублей — из средств ФНБ, то есть как будто в 2-2,5 раза меньше. От чего это зависит?

— Самолет самолету рознь. Во-первых, и модели самолетов разнятся: есть среднемагистральные самолеты, есть дальнемагистральные самолеты, это огромная разница в цене. Ровно так же, как есть самолеты, которым пять-семь лет, а есть самолеты, которым 12-15 лет. Я не думаю, что сейчас для государства есть какие-то приоритеты или у каких-то авиакомпаний есть привилегии. Независимо от того, какая конкретно авиакомпания выкупает, схема выкупа происходит следующим образом: государство выделяет деньги некой государственной лизинговой структуре, то есть не самой авиакомпании, а государство забирает эти самолеты в свою собственность, а дальше передает в лизинг той или иной авиакомпании. Когда мы говорим о том, что на сегодняшний день 300 млрд рублей были выделены и уже исчерпаны, это не означает, что государство не выделит еще 300 млрд рублей.

Чартерная компания iFly пока не смогла получить средства из ФНБ, хотя ей удалось согласовать сделку о прямом выкупе трех самолетов у американской ALC на сумму в 9 млрд рублей. Получит ли теперь перевозчик деньги из фонда хотя бы на один из самолетов, неизвестно, пишет «Коммерсантъ». Как отметили источники газеты, вопрос о дополнительном финансировании в правительстве пока не обсуждается.