«Рольф» под управлением Росимущества возглавит выходец из «Авилона»
Это первый случай, когда под контроль государства переходит российская компания, бенефициаром которой является российский бизнесмен. Что в Кремле объяснили «экономической целесообразностью»?
Читать на полной версииСтало известно, что 7% российского рынка автомобилей — такие результаты «Рольф» представил в 2022 году — перешло под временное управление Росимущества согласно указу Владимира Путина. Организация оказалась в компании российских активов немецкой Uniper и финской Fortum, долей иностранных юрлиц в «Балтике» и «Данон Россия», которые перешли под контроль государства ранее, а также совместных с «Газпромом» проектов немецкой Wintershall и австрийской OMV, которые достались специально созданным под них ООО. Но с одним важным отличием — группа «Рольф» принадлежит структурам российского бизнесмена Сергея Петрова, пусть и через кипрскую компанию.
Петров живет за пределами России, а в 2019 году российский суд заочно арестовал его по обвинению в незаконном выводе средств за рубеж. Бизнесмен называл дело политическим, а внешнее управление считает «правовым беспределом».
О подоплеках решения рассуждает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета Константин Симонов:
Как объяснили в Кремле, взятие «Рольфа» под контроль государства связано «исключительно с экономической целесообразностью и <...> международной конъюнктурой» и, хотя компания это российская, «различные схемы владения» ею «требовали вмешательства». Не удивлен решением управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов:
Сергей Варламов управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» «Пришло время для принятия подобного решения, потому что если посмотреть на финансовые показатели группы компаний «Рольф», они снижаются сильно, падение — 40-50%. Подобное падение у многих наблюдается. Но если другие автодилеры все-таки пытаются как-то выходить из этой ситуации, переориентируются на поставки «дружественных» стран, например из Китая, то такое тяжело сказать про группу компаний «Рольф» — уголовное дело, собственник находится за рубежом. Чтобы эту ситуацию изменить, назначить более эффективных управленцев, было принято подобное решение. Глобально — не думаю, что ситуация станет хуже, то есть это делалось не для того, чтобы бизнес ухудшить, закрыть, а, наоборот, для его развития. У нас уже есть некоторый опыт передачи во временное управление Росимуществу других предприятий. Это уже не первый кейс. У нас «Балтика» вроде бы не закрылась, а другие компании, которые передавались, не закрылись, наоборот, развиваются, государство старается всячески поддержать».
Управлять активом будет бывший топ-менеджер группы «Авилон» Алексей Гуляев. С одной стороны, назначение в «Рольф» выходца из компании-конкурента ставит вопросы об экспансии «Авилона». С другой — непонятно, откуда еще взять подходящего управленца: на авторынке все конкуренты, за его пределами нет профильных компетенций, а если изнутри самого «Рольфа», то это не внешнее управление, а внутреннее.
Правда, это уже не первый намек на амбиции «Авилона»: 20 декабря Hyundai объявила о продаже своего завода в Петербурге компании «Арт-финанс», которая, как отмечает РБК, принадлежит экс-гендиректору «Авилона» Андрею Павловичу. Своими оценками делится автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Есть две версии происходящего: юридическая и конспирологическая. Действительно, наверное, есть логика в том, что, если акционер под уголовным преследованием, к тому же он находится за границей и контролирующие юрлица имеют заграничную прописку, по новому закону эти активы могут быть изъяты во временное управление. «Авилон» давно не скрывал интереса к «Рольфу». Рынок знает о том, что закулисные переговоры шли достаточно давно, но по определенным причинам они зашли в тупик. Сейчас, возможно, через этот механизм передачи в пользу Росимущества «Авилон» перейдет к более активным действиям по установлению контроля над «Рольфом». «Авилон» на сегодняшний день уже владеет большим автомобильным заводом в Калуге. Очевидно, что это может быть построение некой цепочки. Заводы будут производить какие-то модели, а авторетейл — сам «Авилон» плюс, возможно, еще какие-то другие активы, в том числе бывший «Рольф», — будут эти машины продавать. Но с учетом того, что иностранные автопроизводители, кроме китайских, покинули нас всерьез и надолго, видимо, это часть большой истории, которая со временем выльется в появление очень большого автомобильного игрока».
В самом «Авилоне» особо подчеркивают, что «Арт-финанс» и Андрей Павлович не имеют отношения к группе, а источник РБК отметил, что новый управляющий «Рольфа» Гуляев покинул «Авилон» еще в начале года. Издание указывает, что два года назад о покупке «Рольфа» договорилась автодилерская сеть «Ключавто», но в итоге сделка была поставлена на паузу. Осуществлять операционное управление «Рольфом» будет экс-гендиректор компании Светлана Виноградова, теперь в роли первого заместителя внешнего управляющего.