Обновлено в 23:58

Преображенский суд Москвы приговорил к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу 80 млн рублей бывшего министра Открытого правительства Михаила Абызова по делу о создании преступного сообщества, похитившего, как считает следствие, 4 млрд рублей. Об этом сообщает корреспондент Business FM.

По приговору суда Абызов был также лишен госнаграды — ордена Дружбы, а также в течение трех лет после освобождения — права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах. Имущество экс-министра в России и за рубежом было конфисковано.

Еще 11 фигурантов были осуждены к наказанию от штрафа в 4 млн рублей до 12 лет заключения в колонии строгого режима со штрафом в 80 млн рублей. При этом две фигурантки — Яна Балан и Оксана Роженкова — были освобождены из-под стражи в зале суда. Суд освободил их от уплаты штрафов с учетом времени, которое они провели в СИЗО.

В ходе ежегодной пресс-конференции, совмещенной с прямой линией, Владимир Путин, не называя фамилию, сказал, что 19 лет бывшему министру вызывает у него вопросы. «Надо ли 19 с половиной или 14 лет? Законодатель должен подумать… Пока закон существует, его надо исполнять», — заключил президент.

Не слишком ли суровое наказание получил Абызов по экономической статье, учитывая позицию президента не кошмарить бизнес? Комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «По нынешним временам 12-летний приговор выглядит жестким, но не совсем людоедским. Больших ожиданий о том, что слова первых лиц как-то принципиально поменяют ситуацию со сроками, думаю, не было, потому что подобного рода заявления звучали и раньше и носили скорее ритуальный характер».

Может ли Абызов рассчитывать на условно-досрочное освобождение и когда? В СИЗО он находился с 2019 года, суд засчитал ему день за день время, проведенное под стражей. Комментирует адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Джамали Кулиев:

Джамали Кулиев адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» «Сама цифра в 12 лет лишения свободы огромная. Но, принимая во внимание, что Абызову вменялась статья № 210 («преступное сообщество»), само наказание в 12 лет по совокупности преступлений не строгое, как мне представляется. Относительно возможности условно-досрочного освобождения: по УДО может освободиться каждый из осужденных лиц. Абызов осужден за особо тяжкое преступление. Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным не менее двух третей срока. Путем нехитрых математических вычислений получается восемь лет. То есть после того как Абызов отбудет наказание сроком восемь лет, он имеет право ходатайствовать об УДО. В марте 2024 года будет пять лет, как он находится в СИЗО, но сейчас он уже будет отбывать лишение свободы в специализированных колониях. Нахождение в СИЗО рассчитывается из формулы: день в СИЗО равен дню в колонии строгого режима. То есть в марте 2028 года он будет иметь право ходатайствовать об УДО».

При этом суд оставил под домашним арестом осужденных на пять и пять с половиной лет лишения свободы в колонии общего режима подсудимых Олега Серебренникова и Екатерину Заяц до рассмотрения апелляции.

Кроме того, суд удовлетворил иск компании РЭС о возмещении ущерба на сумму 1,5 млрд рублей, заявленный к подсудимым.

Адвокат Абызова Александр Аснис заявил Business FM, что вопрос об обжаловании приговора будет решен после его изучения и консультации с подзащитным.

Оглашение приговора, назначенное на 14:00, началось с задержкой в пять часов — после 19 часов вечера, когда суд закрыл двери для посетителей. При этом в зал суда смогли попасть лишь несколько пишущих журналистов, включая корреспондента Business FM.

Михаила Абызова и 11 сотрудников и топ-менеджеров подконтрольных, как считает следствие, ему компаний в зависимости от роли обвиняли в организации или участии в преступном сообществе (ч. 1, 2, 3 ст. 210 УК РФ), мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), коммерческом подкупе (ч. 4 и ч. 8 ст. 204 УК РФ), незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ) и отмывании преступных доходов (ч. 4 ст. 174.1 УК РФ).

В частности, Следственный комитет считает, что в 2011-2014 годах Абызов совместно с соучастниками похитил 4 млрд рублей у Сибирской энергетической компании («Сибэко») и компании «Региональные электрические сети» (РЭС), крупных поставщиков энергии в Новосибирской области, и вывел средства за рубеж.

Свою вину 11 из 12 фигурантов, включая Абызова, отрицали, а один признал ее частично.

В прениях сторон обвинение требовало для экс-министра 19,5 года лишения свободы и штраф в 470 млн рублей, а 11 других подсудимых просило приговорить к срокам от семи лет в колонии общего режима до 18,5 года в колонии строгого режима с крупными штрафами. В свою очередь защита просила подсудимых оправдать за недоказанностью вины.

В ходе судебного процесса десять подсудимых содержались под стражей, а двое — Екатерина Заяц и Олег Серебренников — были переведены под домашний арест.

Гагаринский суд Москвы 20 октября 2020 года взыскал с Абызова в доход государства более 32 млрд рублей по иску Генпрокуратуры, которая пришла к выводу, что министр в нарушение запретов, наложенных на него как на должностное лицо, продолжал заниматься коммерческой деятельностью.