Судья ВС: спортсмены чаще всего обращаются в суд с исками о выплате долгов по зарплате
По словам судьи Верховного суда России Татьяны Фролкиной, таких дел примерно 70% от общего числа обращений спортсменов или тренеров
Читать на полной версииРоссийские спортсмены нечасто обращаются в суды за защитой своих прав, предпочитая разрешать споры в органах спортивных федераций и лиг. Об этом рассказала судья коллегии Верховного суда по гражданским делам Светлана Фролкина на заседании дискуссионного клуба имени Д. Н. Замятнина, посвященном теме «Правосудие и спорт».
Она рассказала, что в суды спортсмены и тренеры в основном обращаются для взыскания с работодателя задолженности по выплате заработной платы, а также других выплат, в частности денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты средств. Это примерно 70% от общего числа дел данной категории, сказала судья. «В большинстве случае требования спортсменов признаются обоснованными и удовлетворяются», — сказала она. Несколько реже, по ее словам, работники предъявляют требования о восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула (22% исков), выплате компенсации морального вреда, а также о признании незаконными и отмене приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, другие требования.
Судья привела несколько примеров из судебной практики, добавив, что суды встают на защиту прав не только спортсменов, но и их родных. В частности, она рассказала об отмене Верховным судом решения судов нижестоящей инстанции по иску женщины, у которой сын-спортсмен во время тренировки получил травму, а впоследствии умер после операции в больнице, в ходе которой врач допустил ошибку и был привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности. И хотя женщина смогла отсудить у больницы 3 млн рублей в качестве морального вреда, суд отклонил ее требования о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца. Он мотивировал свое решение тем, что заявительница не подтвердила факт нахождения на иждивении сына-спортсмена.
«Отменив решение, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда указала, что к числу лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, включающего в том числе ежемесячные платежи в размере доли заработной платы умершего кормильца, относятся лица, которые состояли на его иждивении и стали нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти», — пояснила судья.
Она отметила, что трудоспособными применительно к отношениям по возмещению вреда в случае смерти кормильца считаются в том числе женщины, достигшие возраста 55 лет, а мужчины и после 60 лет. Понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица какого-либо собственного дохода, в том числе в виде получения пенсии.
«Обстоятельства, связанные с нахождением лица на иждивении умершего кормильца, могут быть установлены в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и собственным доходом этого лица, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию лица, претендующего на возмещение вреда по случаю потери кормильца», — сказала Фролкина.