«Яндекс» перерегистрировал разработку приложений на Сербию
Приложения «Яндекс Драйв», «Яндекс Еда», «Яндекс Go», «Яндекс Маркет» и другие переходят от швейцарского провайдера на сербского. Как говорят эксперты, это часть стратегии «Яндекса» по разделению бизнеса на российский и международный, направленная на то, чтобы не работать в условиях санкций. Для пользователей не изменится ничего
Читать на полной версии«Яндекс» перерегистрировал в онлайн-магазинах приложения «Яндекс Драйв», «Яндекс Еда», «Яндекс Go», «Яндекс Маркет» и другие на нового провайдера в Сербии, пишут «Ведомости». В App Store разработчиком теперь указана Micromobilnost Doo, а в Google Play — Micromobilnost LLC Belgrad. Ранее провайдером этих приложений значилось швейцарское юрлицо. При этом авторские права по-прежнему принадлежат российскому ООО «Яндекс».
Причиной действий компании является желание разделить международный и российский бизнес, говорит эксперт по информационной безопасности, генеральный директор компании Phishman Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, генеральный директор компании Phishman «Яндекс» последние год или около того разделяет свой бизнес на европейский и российский, они должны в конце 2023 года окончательно разделить российский и европейский бизнес. Именно для этого «Яндекс» переводит часть своих активов за рубеж, в том числе, если мы говорим про приложения, это связано с тем, чтобы приложения можно было легко выкладывать и они не попали под санкции. Те, кто наблюдает за их пока еще публичными отчетами, знают, что «Яндекс» активно выводит деньги из своей — условно — кэш-машины, то есть из поисковика, в европейский бизнес, называя это инвестициями. Там за первый квартал было переведено в районе 16 млрд, поэтому в целом история, что часть приложений становятся европейскими, связана с тем, что «Яндекс» активно переводит деньги и часть своих активов за рубеж. Это связано с тем, что есть санкции, страх попасть под санкционное давление, что повредит бизнесу «Яндекса». Почему это Сербия, наверное, потому, что есть какое-то количество граждан РФ, которые выехали именно в Сербию из, возможно, сотрудников «Яндекса», таким образом, сформировался центр компетенции. Сербия не является офшорным центром, если мы говорим про офшоры, там еще Кипр, просто на Кипре стоимость жизни дороже, поэтому компании невыгодно туда завозить сотрудников, потому что приходится повышать им зарплаты, чтобы быть конкурентными на данном рынке. Поэтому Сербия выглядит неплохо, потому что там недорого для компании и так она выходит из-под истории санкций».
До сих пор против головной компании «Яндекса» никаких санкций введено не было. Летом прошлого года под ограничения ЕС попал сооснователь компании Аркадий Волож, после чего он покинул все посты в компании.
С пользовательской точки зрения работа приложений никак не поменяется, считает аналитик ИК «Велес капитал» Артем Михайлин:
Артем Михайлин аналитик ИК «Велес капитал» «Довольно сложно выделить чисто экономические причины, то есть причина скорее с точки зрения регуляторики, то, что Сербия в целом относится более лояльно к российскому бизнесу, нежели другие европейские страны. Это позволяет «Яндексу» более свободно там оперировать, нежели в какой-либо другой юрисдикции. То есть компания ищет те места, где потенциально ей будет проще развиваться, где также будет удобно находиться ее сотрудникам. Очевидно, что в Европе таких мест сейчас осталось немного, Сербия одно из них. С пользовательской точки зрения я не думаю, что что-то серьезно поменяется, те приложения в тех странах, где они работали, «Яндекс» в любом случае заинтересован продолжать, если регуляторика будет позволять, то он будет функционировать там, как раньше».
Что касается присутствия «Яндекса» в Сербии, то летом в компании заявили, что планируют расширить штат в стране до двух тысяч сотрудников. Как писало издание Forbes со ссылкой на источник, «Яндекс» намерен разместить в этой стране основной европейский офис. Летом этого года «Яндекс» официально подтвердил открытие второго офиса в Сербии. Всего у «Яндекса» около 10% сотрудников работают из-за рубежа, и большая их часть находятся именно в Сербии.