В Польше распустили комиссию по расследованию крушения самолета Качиньского
Катастрофа произошла в апреле 2010 года под Смоленском. Тогда погибли 96 человек — высокопоставленные чиновники, включая президента Польши Леха Качиньского. Новое польское правительство заявило, что комиссия впустую тратила бюджетные деньги
Читать на полной версииНовое польское правительство в первый же день закрыло комиссию, которая расследовала гибель под Смоленском президента Польши Леха Качиньского. Это заявил министр внутренних дел страны Марчин Кервиньский.
По его словам, «время теорий заговора и лжи прошло», а государство уже честно объяснило, что тогда произошло. Ранее замглавы Минобороны Польши заявил, что комиссия по расследованию смоленской катастрофы лгала и тратила не по назначению государственные деньги. Представитель канцелярии польского премьер-министра Ян Грабец заявил, что ожидает проведения уголовно-правовой экспертизы деятельности комиссии, передает Onet.
Катастрофа под Смоленском произошла 10 апреля 2010 года, когда самолет Ту-154М, перевозивший президента Польши Леха Качиньского и других высокопоставленных лиц, разбился при попытке посадки в аэропорту Смоленска. В результате катастрофы погибли все 96 человек на борту, включая жену президента и многих ведущих польских политических и военных деятелей.
Российская и польская версии произошедшего тогда расходились, но незначительно. Если Россия говорила однозначно про ошибку пилотов, то польская сторона акцентировала внимание на ряде недостатков в организации полета, техническом состоянии самолета и действиях диспетчерских служб. Но шесть лет спустя была создана еще одна комиссия, работа которой оказалась крайне политизирована, говорит независимый польский журналист Зыгмунт Дзенцёловский:
Зыгмунт Дзенцёловский независимый польский журналист «Комиссия, которую возглавлял депутат Мачеревич, делала все, чтобы найти доказательства вины России, но доказательств она не нашла. Сразу после ЧП была так называемая польская комиссия Миллера. Согласно этой комиссии, катастрофа в Смоленске случилась в основном из-за ошибки пилотов, хотя российская сторона тоже причастна в некоторых моментах — например, работа авиадиспетчеров, которые не запретили пилотам посадку в Смоленске, и так далее. Было ли это намеренное покушение? В Польше мнения разделились. Много лет для партии «Право и справедливость» (PiS) это была удобная тема. Они говорили: «Вот вы, ребята, в «Гражданской платформе» все как бы соучастники, а все, что вы говорите, — на руку Путину».
Желание поставить наконец точку в истории трагической катастрофы под Смоленском не стоит трактовать как политический шаг в сторону России. Скорее как шаг в сторону здравого смысла, считает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Станислав Кувалдин:
Станислав Кувалдин научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН «Вне зависимости от того, какую позицию занимали разные политические деятели и вообще польское общество по отношению к России, сама деятельность этой комиссии, версии, которые она давала, производили болезненные впечатления для очень многих, ее версии воспринимаются как теории заговора. Представьте, если бы у нас по какой-либо причине появилась комиссия, расследующая обстоятельства высадки американцев на Луну, даже если ее в конце концов отменят, потому что это несерьезно, надоело, это не будет напрямую касаться улучшения российско-американских отношений».
Вторая польская комиссия, созданная в 2016 году, которую теперь новое правительство обвиняет в бессмысленной трате денег налогоплательщиков, была сформирована имевшей тогда абсолютное большинство в сейме партией «Право и справедливость». Она рассматривала теории о возможном умышленном участии российских спецслужб в катастрофе под Смоленском, в частности возможность взрыва на борту и другие альтернативные сценарии, вызывая общественную критику за отход от выводов предыдущего расследования и за склонность к теориям заговора.