Обновлено в 19:00

Роскомнадзор не нашел ничего опасного для подростков в «Слове пацана» Жоры Крыжовникова. Проверка не выявила в проекте о казанских группировках конца 1980-х нарушений законодательства.

Ранее с просьбами проверить проект на предмет пропаганды опасного образа жизни и романтизации бандитизма в ведомство обращались председатель комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина и уполномоченная по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец.

Также против сериала выступал глава Татарстана Рустам Минниханов, сериал критиковали власти Казахстана, где этот сериал также очень популярен.

Споры вокруг «Слова пацана» не утихают последние несколько недель. За это время проект поставил новый абсолютный рекорд по популярности в России: у «Слова пацана» рейтинг в два раза больше, чем был на пике у корейского сериала «Игра в кальмара» два года назад.

Информационная волна, которая «окатила» этот сериал, по ощущениям, в разы сильнее, чем скандал вокруг якутского авторского фильма «Айта». У него сначала был успешный кинотеатральный и онлайн прокат, а потом внезапно отозвали прокатное удостоверение. Тогда Роскомнадзор усмотрел в картине «деструктивную информацию, противоречащую принципам единства народов России». Почему в случае со «Словом пацана» все разрешилось иначе?

Главред портала «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова не знает, кто вообще может спрогнозировать оценку РКН:

Илона Егиазароваглавред портала «Вокруг ТВ»«В свое время меня очень расстроило решение по поводу фильма «Айта», в котором я не нашла вообще ничего националистического или того, что могло бы помешать прокату. Да более лояльного человека, нежели Степан Бурнашов, вообще трудно себе представить. Когда в произведениях искусства, в фильмах и сериалах кто-то начинает под микроскопом что-то выискивать, меня это не очень радует как человека, который работает около кинематографа. Я знаю, какой это огромный труд. У меня были изначальные опасения по поводу сериала «Слово пацана», потому что герои очень обаятельные, и им сочувствуешь, а злодеям нельзя сочувствовать. Но я вижу, как Жора Крыжовников сдерживает свое слово. Он показывает, что весь этот образ жизни, который кому-то кажется обаятельным, приводит к наказанию, поэтому никакой пропаганды, насилия романтизации я там не вижу, и Роскомнадзор, видимо, не увидел».

В шестом эпизоде «Слова пацана», который вышел в конце прошлой недели, неожиданно для многих зрителей показали кадры с информационными плашками, из которых следует, что большинство главных героев, членов группировки «Универсам», погибнут в разное время и при разных обстоятельствах. Неизвестно, заранее ли планировалось, что появятся такие плашки, или их решили добавить на фоне скандала.

С одной стороны, сериал действительно говорит на больную тему. С другой, делает это все же динамично, в чем-то даже «глянцево». Да и снят он на деньги госструктуры — Института развития интернета. Почему в итоге решено не обострять, несмотря на такую бурную реакцию со всех сторон? Мнение президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова:

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Официальный тренд состоит в том, что культура должна показывать хорошее. Примерно как в китайских фильмах: там нет возрастной маркировки, поэтому нет насилия. Нет острых конфликтов. Нет супружеских измен. То есть понимание, что культура и искусство — это механизм рефлексии происходящих событий, а не инструмент воспитания, сегодня пытаются подавить. И, как следствие, все выходящее неформатное, нестандартное — потенциальный объект хейта и буллинга, и в этом плане фильм вполне органично под эту роль подходил, когда никто не знает, запрещено все или есть какое-то окно разрешенного. По факту, конечно, это сработало на продвижение фильма, как когда-то критика Никиты Михалкова «Ельцин Центра» активно сработала скорее на рекламу «Ельцин Центра». Очевидно, команды не поступило дальше хейтить: могли сказаться и здравый смысл, и связи организаторов. Решили не обострять — обострят в чем-то другом».

Кстати, упомянутый Никита Михалков за «Слово пацана» заступился, назвав глупостью призывы запретить сериал. По его мнению, картина Жоры Крыжовникова основана на исторической правде, которую необходимо демонстрировать любой аудитории.