EcoStandard group обнародовала очередной экорейтинг* — комплексное исследование районов Москвы по ряду экологических показателей и коэффициентов. «Впервые экорейтинг был представлен в июле 2020 года, с тех пор некоторые показатели претерпели существенные изменения и возникла необходимость актуализации. Обновленная оценка экологической обстановки была проведена в соответствии с последними данными по новым критериям и с учетом введенных коэффициентов», — поясняют в компании.

Источниками данных для проведения оценки экологической обстановки в районах Москвы стали архивные сведения, общедоступная информация от ГИС ОГД, mos.ru, Росстата, сервисов «Яндекса» и так далее, а также замеры, проведенные экспертами EcoStandard group. В частности, ее специалисты обновили данные по численности населения, площади зеленых зон и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ОНВ), в каждом районе. Воздействие промышленных объектов теперь определяется с учетом их категории и площади санитарно-защитных зон, обновленная методика принимает во внимание расположение вышек сотовой связи, ретрансляторов и ЛЭП. Основной источник загрязнения в мегаполисах — автотранспорт, и нынешний экорейтинг учитывает как загруженность автотрассы, так и число полос, а также расположение и протяженность дорог в черте района.

«Мы ввели дополнительные баллы за наличие условий, способствующих ведению здорового образа жизни. Спортивные площадки, велосипедные парковки, водоемы — все эти факторы не могут радикально изменить экологическую обстановку, однако способствуют повышению экологичности района. В целом надо отметить, что в Москве осуществляется много мер для улучшения экологической обстановки — это и работа с транспортным сектором (например, перевод общественного транспорта на электробусы), и проведение мероприятий по снижению выбросов на предприятиях, и озеленение территорий», — подчеркивает управляющий партнер, куратор отдела экологической экспертизы EcoStandard group Катерина Веселова.

Конечно, район — это довольно большая территориальная единица, и разница между экологической обстановкой в разных его частях может быть кардинальной. Поэтому данные экорейтинга позволяют лишь в первом приближении понять, кто в Москве самый-самый со знаком плюс или, увы, минус, и по желанию учитывать это при покупке или аренде недвижимости (естественно, как жилой, так и коммерческой).

С учетом вышеуказанных критериев понятно, почему сейчас на вершине экологического рейтинга находятся представители Новой Москвы — поселения Вороновское, Кленовское, Роговское, Новофедоровское, Первомайское, Михайлово-Ярцевское, поселок Киевский.

Внутри МКАД тоже достаточно районов, которые EcoStandard group относит к весьма и весьма благоприятным: в частности, в этот список входят Ясенево, Крылатское, Измайлово, Орехово-Борисово Северное и ряд других.

Вид двора в районе Измайлово. Мария Кылосова/Фотобанк Лори

Даже в центре, который традиционно считается одной из самых сложных с точки зрения экологии столичных зон, дела в целом обстоят неплохо. По крайней мере, ни один центровой район не попал в пятерку наиболее неблагоприятных. Именно по поводу этой пятерки BFM.ru запросил у EcoStandard group подробности: информация разошлась в СМИ без всяких комментариев, но раз уж районы ославили как самые неблагоприятные, надо же разобраться почему, и можно ли что-то сделать с их экологической ситуацией.

Согласно оценкам EcoStandard group, открывающий антипятерку район Западное Дегунино (САО) набрал максимальное число «плохих» баллов (10) по критерию «Автомобильный транспорт» (в районе представлены такие крупные автомагистрали, как МКАД, СВХ, Дмитровское и Коровинское шоссе, Ижорская и Талдомская улицы) и 9 баллов за объекты негативного воздействия (промышленная зона № 46 «Коровино» — ТЭЦ-21, пищевая промышленность; производственная зона № 48 «Дегунино — Лихоборы» — электродепо «Лихоборы»; транспортно-логистический центр «Ховрино»; участок Октябрьской железной дороги (Ленинградское направление). При этом у района восемь баллов за зеленые насаждения (Базовский сквер, экологический парк «Лихоборка», территория ГБУЗ МО «Психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики»).

«В районе уже запланированы улучшения. В частности, на территории бывшего складского комплекса «Северный терминал» планируется комплексная застройка с объектами социальной инфраструктуры. В данный момент ведется строительство ЖК «Дмитровское небо» и «Бусиновский парк», однако в период строительства возможно повышенное акустическое воздействие, а также загрязнение воздуха строительной техникой и автотранспортом», — комментируют западно-дегунинскую ситуацию эксперты EcoStandard group.

Активно развивающийся район Нижегородский (ЮВАО) получил семь «плохих» баллов за автотранспорт (в районе представлены такие крупные автомагистрали, как ТТК, Московский скоростной диаметр, Нижегородская улица, Рязанский проспект) и при этом сразу 10 баллов за ОНВ (промышленная зона № 25 «Волгоградский проспект» — ТЭЦ-8, пищевая промышленность; производственная зона № 24 «Карачарово» — машиностроение; завод железобетонных изделий и конструкций; Карачаровский механический завод; завод пластмасс).

Тут стоит отметить, что многие предприятия Нижегородского района уже не функционируют, их территории либо активно застраиваются, как, например, бывшая промзона «Грайвороновская», либо сдаются мелкой нарезкой под различные производственные, складские и офисные нужды. Так что главный совет специалистов-экологов — при проведении рекультивации бывших промышленных территорий уделять внимание увеличению количества зеленых насаждений.

Пока главные зеленые зоны Нижегородского — Народный парк на Перовском шоссе и территория Рогожской слободы (с примыкающим Рогожским кладбищем). Но скоро в рамках программы реновации в районе появится собственный ландшафтный парк площадью 2,9 гектара — с водоемом, прогулочными зонами, велодорожками, детскими и спортивными площадками и много чем еще. По ныне действующим московским нормативам площадь озелененной территории должна составлять минимум 25%, а в Нижегородском этот показатель составит 39%, так что многолетнюю привычку ругать район за плохую экологию можно будет оставить в прошлом.

Район Бутырский (СВАО), согласно объяснениям экспертов EcoStandard group, также попал в низ рейтинга не столько из-за автотранспорта (тут крупнейшие районные автомагистрали — Бутырская улица, улица Милашенкова, путепровод комдива Орлова — сотоварищи набрали семь баллов), сколько из-за своих ОНВ (промышленная зона № 11 «Огородный проезд» — транспорт (Савеловский вокзал), пищевая промышленность; участок Октябрьской железной дороги (Ленинградское направление); электроподстанция № 46 «Бутырки»; множество мелких автосервисов и производств; Останкинская башня). При этом зеленые зоны района — это Гончаровский парк и Яблоневый сад.

«В настоящий момент большое количество предприятий из промышленной зоны «Огородный проезд» ликвидированы. На их территории ведется активное строительство жилой и коммерческой недвижимости — в период строительства возможно повышенное акустическое воздействие, а также загрязнение воздуха строительной техникой и автотранспортом. И снова рекомендация — при планировании территории уделить внимание озеленению», — говорят в EcoStandard group.

Соколиная гора (ВАО) — похожий расклад: все не очень и с транспортом (Московский скоростной диаметр, шоссе Энтузиастов, проспект Буденного, Щербаковская улица — семь баллов) и с ОНВ (производственная зона № 22 «Соколиная гора» — машиностроение, транспорт, химическое производство (сортировочный парк); промышленная зона № 20 «Семеновская» — машиностроение; зона влияния ТЭЦ-11; совокупно семь баллов). И на все это — один Семеновский парк.

«Многие предприятия промзоны действующие. Улучшение экологической обстановки возможно при модернизации производств для снижения негативного влияния на окружающую среду и проведении дополнительного озеленения территорий», — уверены экологи.

Наконец, Капотня (ЮВАО) — куда ж без нее. Тут, по идее, можно ничего не упоминать, кроме аббревиатуры МНПЗ (Московский нефтеперерабатывающий завод). Однако активная модернизация предприятия, а также благоустройство и озеленение районной территории (в 2019 году в рамках программы «Мой район» стартовал масштабный проект комплексной реконструкции Капотни) позволили аналитикам EcoStandard group заявить: и здесь наблюдается положительная динамика по состоянию окружающей среды.

Иными словами, в Москве на данный момент нет ни одной экологически безнадежной территории. И судя по тому, как развиваются события — не будет.

* Есть в распоряжении Business FM