Нужно ли россиянам больше Vesta?
С 11 декабря производство Vesta на заводе в Тольятти начнется в две смены. На фоне проблем с зарубежными партнерами решение выпускать Lada Vesta в две смены — скорее политическое, чем экономически целесообразное, полагают эксперты, но признают, что спрос на эту машину намного превышает предложение
Читать на полной версии«АвтоВАЗ» с понедельника возобновит производство автомобилей Lada Vesta на заводе в Тольятти в две смены. Сейчас модельный ряд Lada состоит из четырех позиций — Vesta, Largus, Granta и Niva. Продажи машин бренда упали в 2022 году наполовину. В ноябре в «АвтоВАЗе» заявили, что за этот год спрос вырос почти на 100%. Есть ли у Vesta конкуренты?
Похоже, «АвтоВАЗ» намерен увеличить производство, несмотря на некоторые проблемы. Всего месяц назад президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов говорил о блокировках платежей в иностранных банках.
По словам топ-менеджера, ужесточение санкций привело к тому, что транзакции «АвтоВАЗа» стали отменять, причем не только в так называемых недружественных странах. Как следствие, зарубежные поставщики и другие партнеры отказываются от сотрудничества с российским автопромом.
Насколько Vesta зависима от поставок из-за границы? Говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Если считать по системе Минпромторга, Vesta где-то 4,5 тысячи баллов набирает примерно. Это один из самых высоколокализованных автомобилей. Granta столько же набирает, обе «Нивы» — как Granta. Если считать в процентах, что обычному человеку больше понятно, от комплектующих в штуках или от комплектующих в цене — от 75% до 90%, смотря что мы берем в расчет».
Максим Кадаков отмечает, что спрос на Vesta «сумасшедший». Но купить машину не так просто. Особенно по рекомендованной заводской цене в 1,2 млн рублей за базовую комплектацию.
Vesta активно продвигают. Недавно «АвтоВАЗ» запустил программу компенсации процентной ставки по кредитам на покупку этой модели и выделил на нее около 600 млн рублей. Кредит на льготных условиях можно оформить в принадлежащем компании Авто финанс банке. Так «АвтоВАЗ» хочет поддержать спрос на фоне высокой ключевой ставки Центробанка в 15% годовых. Условия программы следующие: ставка по кредиту от 7,9% годовых со страхованием жизни и от 9,9% — без страхования.
На фоне проблем с зарубежными партнерами решение выпускать Lada Vesta в две смены — скорее политическое, чем экономически целесообразное, полагает автоэксперт Алексей Кованов:
Алексей Кованов автоэксперт «Не такой уж острый сейчас дефицит этой модели, чтобы организовывать две смены ее производства. Когда «АвтоВАЗ» наращивал объемы выпуска, потом весь Тольятти гудел о том, что эти машины стоят буквально по всему городу. Приходилось гнать, как говорят заводчане, некомплект. Не пришли зеркала? Хорошо, выпускаем без зеркал. Не пришел какой-то электронный блок, блок не ставим, выпускаем машину. Но поскольку клиенту и даже дилеру ты такой автомобиль не отправишь, их приходилось складировать и затем организовывать дополнительные рабочие дни, когда заводчане выходили за двойную оплату и доукомплектовали эти Vesta отсутствующим оборудованием, а уже потом отправляли дилерам».
Вопрос: будет ли в этот раз с запуском второй смены расти «некомплект», учитывая все-таки довольно высокий уровень «импортозамещенности» Vesta?
Как бы то ни было, спрос ожидается, ведь прямых ценовых конкурентов у Vesta практически нет. Можно вспомнить минимальное количество иранских машин, чуть из Индии и других стран Юго-Восточной Азии, но это практически в рамках погрешности. Все, что продается более-менее официально, стоит как минимум на несколько сотен тысяч дороже. И если дилеры не будут делать огромных накруток, то, говорят эксперты, есть шансы распродать все произведенные Vesta.
В начале ноября «АвтоВАЗ» отчитывался о 33 тысячах проданных машин этой марки за 10 месяцев 2023 года. В марте компания говорила, что планирует в этом году выпустить около 100 тысяч Lada Vesta при наличии спроса. По данным «Автостата», в начале года по российским дорогам ездили почти 600 тысяч Vesta.