Bloomberg: спрос на люксовые швейцарские часы пошел на спад впервые за три года
Эксперты уточняют, что падение спроса коснулось не всех моделей и такие часы по-прежнему можно рассматривать как неплохую инвестицию: на вторичном рынке даже непопулярные модели можно продать дороже, чем они были куплены
Читать на полной версииОбновлено в 18:03
Бум популярности люксовых швейцарских часов подходит к концу, сообщает агентство Bloomberg. Рост спроса и продаж наблюдался последние три года, но сейчас они пошли на спад. Спрос на этот предмет роскоши подскочил в начале пандемии, а в прошлом году экспорт швейцарских часов вырос до рекордных 28,5 млрд долларов. Но в последние месяцы продажи упали, а вслед за ними и цены.
Часы в ходе пандемии покупали с целью инвестиций. Но, несмотря на спад популярности, эти инвестиции можно считать оправданными, считает часовой эксперт, главный редактор интернет-журнала «Часовой бизнес», автор и ведущий YouTube-канала My Watch-Ru Вячеслав Медведев:
Вячеслав Медведев часовой эксперт, главный редактор интернет-журнала «Часовой бизнес», автор и ведущий YouTube-канала My Watch-Ru «Начиная с 2022 года в мире наблюдался рост вторичного рынка люксовых часов, цены на некоторые модели выросли многократно, на какие-то и в десять раз. Во многом это было связано с огромным количеством денег, которые правительства разных стран в пандемию вливали в экономику. Часть денег пошла на фондовый рынок, какая-то часть вышла на товарные рынки, в том числе некоторые модели часов превратились в инвестиционный товар. Падение, о котором говорит Bloomberg, началось не сегодня, а в марте 2022 года. Началось падение цен на вторичном рынке часов, вот те самые модели, которые до этого очень активно росли: это, к примеру, Rolex, еще ряд моделей. Сильнее всего пострадал Audemars Piguet, по многим моделям цены упали в два раза и больше, но вместе с тем какой-то катастрофы не происходит, цены на вторичном рынке на тот же Rolex и Audemars, хотя и упали, все равно остаются остаются выше официальных розничных цен. То есть даже если вам сегодня удастся купить по официальной цене в магазине те самые падающие модели Audemars Piguet, вы сможете перепродать их на вторичке дороже, чем вы купили. В дальнейшем все специалисты говорят, что это падение еще какое-то время будет продолжаться, но общее мнение, что падение цен еще на 10-15% произойдет, после этого, скорее всего, цены зафиксируются. И падение коснулось только определенного круга моделей, которые до этого буквально свечкой ушли вверх».
По оценкам эксперта, до будущего лета будет продолжаться снижение цен и спроса на люксовые швейцарские часы, но летом цены зафиксируются. Темпы падения уже сейчас замедляются.
В России продажи люксовых часов тоже сильно упали и причины не только в раздутых ценах, говорит директор компании по продаже часов «Часовщик.ру» Дмитрий Крылов:
Дмитрий Крылов директор компании по продаже часов «Часовщик.ру» «Продолжается уверенное падение, до сих пор не останавливается ни в плане спроса, ни в плане цен. Конца и края этому не видно. С пандемией раздули цены примерно в два-три раза на некоторые позиции, было очевидно, что этот пузырь должен лопнуть рано или поздно. Вторая причина — в США подняли ставку, за ними потянулись и другие банки, а ставка эта означает, что твои кредиты, которые раньше у тебя были с плавающей ставкой, очень у многих людей автоматически поднимаются, если у тебя миллион кредит, ты платил 30 тысяч в год, а сейчас 80 тысяч, это уже существенные деньги, поэтому у людей просто нет лишних денег, чтобы покупать ненужные безделушки. Но есть категория людей, которые как брали часы, так и покупают их, это их не касается, это люди состоятельные, у многих доходы не упали, а выросли, поэтому здесь рынок живой, но массовый рынок в стагнации сейчас, это что касается мирового рынка. В России тоже падение резкое, тоже с 2022 года, но этому другие причины: у людей нет уверенности в завтрашнем дне, многие бизнесы потеряли доходы, многие клиенты наши релоцировались, мы иногда выполняем заказы не в Россию уже».
Заметным спад в сегменте часового ретейла стал в ноябре, когда швейцарский люксовый гигант Richemont, владелец бренда Cartier, в отчете за первое полугодие сообщил о снижении продаж в Северной и Южной Америке на 3% и 17% соответственно. Аналитики HSBC тогда заявили об окончании постпандемийной волны спроса на люксовые часы и прокомментировали это словами: «Роскошь, к сожалению, не защищена от рецессии».