Обновлено в 16:40

На российские экраны выходит новый фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Его называют финальной работой мастера анимации, и в российском прокате он появится 7 декабря. Это также первая его картина за десять лет и 12-я по счету в его биографии.

В Японии этим летом фильм «Мальчик и птица» вышел без какой-либо рекламной кампании. В нем Миядзаки обращается к темам Второй мировой войны, связи матери и сына, чувства вины.

Какой получилась сюрреалистичная сказка о путешествии из тьмы к свету, рассказала главный редактор программы «Такое кино» на ТНТ Вероника Скурихина:

Вероника Скурихина главный редактор программы «Такое кино» на ТНТ «Мы за многие годы смотрения Миядзаки совершенно обоснованно привыкли к тому, что раз за разом он выдает шедевры разного уровня. Но проблема фильма «Мальчик и птица» заключается в том, что, будучи шедевром, это кино намного сложнее, намного более вещь в себе, чем предыдущие работы Миядзаки. И поэтому с него выходишь в некотором смятении, потому что ты же был готов восторгаться, а тебе сложно, потому что тебя раздирают очень странные и сложные эмоции. Это связано с тем, что вне зависимости от того, будет ли это финальная картина Миядзаки или он успеет снять что-то еще, «Мальчика и птицу» он сделал как фильм, который снимал в первую очередь для себя, для того чтобы поговорить с самим собой. Это, с одной стороны, абсолютно стопроцентная картина Миядзаки, со всей этой невероятной брейгелевской фантасмагорией на экране, а с другой стороны, в нем как будто бы не хватает смысловых блоков, и не потому, что кто-то взял и порезал эту картину, Миядзаки никто не режет, а потому, что он как будто бы снимал то, что у него в голове, то, что понятно ему, и при этом забыл, что его будут еще смотреть миллионы, если не сказать миллиарды зрителей. И вот в этом смысле можно сказать, что «Мальчик и птица» намного сложнее с точки зрения восприятия. Это кино очень плотно напичкано смыслами, метафорами, их интересно разбирать, но, когда мы сидим в кинозале, мы же не можем поставить на паузу и рассматривать каждый стоп-кадр, мы воспринимаем полотно целиком. Маэстро просто немножечко поманипулировал нами, он снял кино, которое сто процентов придется пересматривать еще и еще для того, чтобы понять все то, что он туда вложил».

По сюжету картины Миядзаки действие происходит в Японии в 1944 году. Двенадцатилетний мальчик по имени Махито вместе с отцом переезжает из Токио в живописную глушь к младшей сестре его матери, погибшей в пожаре при бомбардировках Токио. Тетя станет его мачехой, а позже исчезнет, и он отправится на ее поиски.

Миядзаки в очередной раз снял очень хорошее кино, проходных картин у него нет вообще, но минусы у картины есть, хотя и незначительные, считает кинокритик Анастасия Гладильщикова:

Анастасия Гладильщикова кинокритик «Некоторые мотивировки героев и детали сюжета так и остаются в итоге непроясненными. Это может кому-то не понравиться, но зато это оставляет пространство для разных интерпретаций, что всегда интересно. Будем надеяться, что это все-таки не последний его фильм, потому что говорят, что он все же работает над новым, хотя раньше заявлял, что собирается уйти из кино. Все фильмы Миядзаки во многом похожи друг на друга, и «Мальчик и птица» не исключение. Как и всегда, у режиссера в фильме невероятно тщательно проработан мир, причем в данном случае как реальный, так и фантастический, поскольку действие развивается в двух мирах. Как и почти всегда у Миядзаки, это сказка, но рассчитанная на зрителей всех возрастов, поскольку она пропитана психологизмом и автор исследует серьезные темы. Сюжет «Мальчика и птицы» отчасти напоминает «Унесенных призраками» в том смысле, что и там и там ребенок отправляется из реального мира в фантастический, чтобы спасти членов своей семьи. Вновь, конечно, в картине важна стихия воздуха, Миядзаки всегда был зачарован полетами, герои всех его фильмов летают разными способами. Если, например, героиня «Унесенных призраками» Тихиро летала на драконе, ведьма Кики — на метле, а Навсикая — на планере, то в «Мальчике и птице» важными персонажами становятся птицы — попугаи, пеликаны и та самая таинственная птица из названия картины».

Картину окрестили последней работой Миядзаки, однако, по слухам, 82-летний мастер уже вернулся в студию и работает над очередной лентой.