На фоне угроз запрета сериал «Слово пацана» стал еще популярнее
Ряд чиновников Татарстана выступили с критикой сериала Жоры Крыжовникова, который рассказывает о подростковых бандах Казани 80-х и 90-х. Ленту можно посмотреть только в онлайн-кинотеатрах
Читать на полной версииОбновлено в 15:00
Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана» на этой неделе не раз требовали запретить. СМИ писали о преступлениях, которые совершают подростки, подражая героям. При этом сработал «эффект Барбры Стрейзанд»: фильмы посмотрели еще больше зрителей.
Сериал о молодежных бандах Казани
Режиссер картины Жора Крыжовников опровергает факт романтизации насилия: «Зритель видит, что там дальше происходит. Тема в том, что преступление не может быть безнаказанным. А романтизацией называют то, что наши герои не однозначно плохие, а часто сложные, запутавшиеся и потерявшие дорогу».
Казанские СМИ сообщают, что в последние дни в Telegram начали появляться сообщества подростков с названиями ОПГ, в которых дети «делят районы» и организовывают массовые драки. В Иркутске подростки зарезали сверстника. Очевидцы рассказывают, что они толпой подошли к девятикласснику и спросили: «С какого ты района?»
СМИ сразу связали это с негативным влиянием популярного сериала. До этого в поддержку сериала высказался прокурор Татарстана. По его словам, из сериала надо делать выводы, а не запрещать, к тому же в России много фильмов о бандитах, которые не запрещали, например «Бригада».
Так запрещать или не запрещать этот популярный сериал? Вот что думают критики:
Редактор портала Film.ru Евгений Ухов
«Говорить о том, что «Слово пацана» порочит Татарстан или воспевает запрещенную у нас экстремистскую идеологию, неверно. Можно сделать какие-то такие выводы, глядя на кадры сериала либо глядя на кусочки трейлеров. Но если человек задастся целью посмотреть хотя бы несколько серий целиком, то будет абсолютно понятно, что никакого воспевания, никакой положительной оценки тем событиям, которые пережил Татарстан в 80-е и в 90-е, в сериале не дается. И, зная Крыжовникова как автора, можно заранее говорить, можно смело утверждать, что ничем хорошим для героев вся эта история не закончится. То зло, которое сопровождает их в жизни, непременно ударит по ним самим. В самом деле нужно дождаться финала сериала, и я уверен, что все персонажи хлебнут горя. Заменить и заполнить желание зрителей что-то знать об этом времени, что-то вспомнить, что-то еще раз обсудить абсолютно нечем, ничего другого предложить производители кино не могут, поэтому, мне кажется, выступать противником удачной работы нескольких мастеров очень глупо».
Независимый кинокритик Иван Афанасьев
«В некой, я бы так сказал извращенной логике можно, в принципе, везде найти что-то плохое. В данном случае можно вспомнить пример фильма «Заводной апельсин», который в свое время должен был быть как бы про то, что молодежная преступность, вообще любая преступность — это плохо, но в итоге какие-то молодые люди одевались как герой этого фильма и шли громить магазины. Конечно, можно представить себе, что кто-то сделает то же самое в России, насмотревшись сериала «Слово пацана», но я не думаю, во-первых, что это будет массово. А во-вторых, даже если это и будет, то нужно спросить, кто виноват, что у людей, которые смотрят этот сериал, такие мысли в голове. Тут как бы не сериал надо винить, а, наверное, в данном случае систему, которая воспитывает детей. И эта система также пытается отменить этот сериал, то есть это стрельба себе в ногу, потому что сериал-то в том числе снимался на деньги государственные. Скандал ведь был еще когда только кастинг шел, что, мол, набирают детей в сериал про организованную преступность. Соответственно, это уже давняя история с давней, хорошо проработанной почвой, и люди там, кстати, примерно те же самые все. Вот если вы посмотрите, у кого претензии, это все одни и те же люди. Мне кажется, что этот скандал искусственно раздут людьми, которые, я почти уверен, не видели этот сериал, потому что, если бы они его смотрели, они бы все поняли, о чем этот сериал».
Театральный критик Антон Хитров
«Очень многие истории включают в себя героев, которые делают выбор в пользу насилия. Такова большая часть классического театрального репертуара. Например, Гамлет, Ромео в «Ромео и Джульетте» делает выбор в пользу насилия, когда убивают Меркуцио. Сериал объясняет нам, почему эти парни влюблены в такой образ жизни, почему они идут за своими лидерами, почему они хотят быть на них похожими. Уже в первой же серии на самом деле мы видим последствия этого выбора. В самом начале есть сцена, когда персонажа по имени Марат заставляют мыть машину, — это очень унизительная сцена. Цена — это унижение, цена того, что ты выбираешь насилие, и ты сразу же обрекаешь себя на то, что в какой-то момент тебе прилетит обратно это насилие, ты станешь его жертвой. Я думаю, что реальные причины подростковой преступности лежат не в сериале «Слово пацана», а совсем в других вещах, в вещах, которые в этом сериале анализируются. Давайте посмотрим, сколько было до сериала этих преступлений и сколько случилось после премьеры сериала. И я практически уверен, я не эксперт в области криминалистики, но что-то мне подсказывает, что мы увидим одинаковые цифры».
Обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина
«Что касается «Слова пацана», он действительно пугающе актуальный, по одной простой причине: сейчас то, что когда-то было группировками, вышло на уровень государств, и мы видим в разных странах столкновения. Порой некоторым лидерам некоторых стран хочется повести себя по-пацански. А когда то или иное государство слабеет, улицы начинают жить по своим законам, это тоже общечеловеческий принцип, подходит в применении к любой стране. На него начинают примерять ситуации сегодняшнего дня, пытаться выступить против или закрыть. Похожая ситуация была с сериалом «Эпидемия», который тоже оказался пугающий актуальным. Его после пятой серии хотели прекратить выпускать, и понадобилось вмешательство высокого чиновника, чтобы все-таки его выпустили. На пороге стоял 2020 год, а потом оказалось, что этот сериал практически предсказал реальность, возможно, поэтому его так испугались. Включите сегодня телевизор, у нас очень популярны криминальные сериалы, начиная с «Ликвидации» и заканчивая «Художником», лучшим сериалом, между прочим, прошлого года. Там идет борьба, там идет перестрелка, там элементы боевика. При чем тут неокрепшие умы молодежи? Что, нам вообще это все запретить и показывать одно доброе кино везде? Сериал «Слово пацана» и одноименная книга показывают такое, что люди десять раз подумают, примерять ли на себя такой образ жизни».
Главный редактор портала «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова
«Меня тоже поначалу очень сильно интересовал вопрос романтизации героев. Все они преступники, и мы не должны очаровываться ими. При всем их обаянии, при том, что они совершают иногда и очень какие-то добрые поступки, они любят и мам, и своих возлюбленных, за то, что они совершают, неминуемо придет наказание. Когда выходила «Бригада», это тоже был культовый сериал, тоже в каких-то регионах начали копировать эту манеру поведения. На Сергея Безрукова это произвело такое впечатление, что он долгие годы отказывался играть отрицательных персонажей или кого-то из бандитских группировок. В Америке был очень похожий фильм «Однажды в Америке», где тоже были герои, которым хотелось как-то сочувствовать, особенно герой Роберта Де Ниро, тем не менее самый главный месседж, как бы красиво для кого-то ни выглядели их речь, их манера поведения, главное, что должны считать молодые зрители, что финал-то будет кровавым, и не стоит с этим заигрывать».
«Бригада» вышла всего через пару лет после событий
Тимур Беляков экс-депутат Казанской городской думы, бывший следователь «У меня были истории как у следователя, я не помню, какой это был год, — 93-94-й, мы расследовали уголовное дело. Была драка кремлевских на татарских. Картина — как ледовое побоище, засаду устроили в соседних подъездах, 80 или 90 человек на 20 было, то есть несправедливо. Кремлевского этого убили, монтажками забили. Кто забил — всех нашли, конечно, не всех 80 привлекли. До сих пор помню, там смешной случай был. Подозреваемый раскололся, начал рассказывать, а там была голова снесена трубой, удар ножом в печень и два удара в бедро. И я еду с ним на место, а там снег прошел, он рассказал, где скинул нож. Я говорю, что обязательно надо узнать и найти его. Он спрашивает: почему? Я говорю: понимаешь, если там кровь из печени, то ты убийца, если кровь из ноги, тебя за хулиганку только привлекут. Он такой: обязательно найду. И вот через некоторое время: «Товарищ следователь, я нашел этот нож». Я думаю, ну все, ты, брат, сел, отвозим его обратно в тюрьму, из тюрьмы выезжаем, а у меня молодой следователь спрашивает: «Слушай, Тимур, а действительно кровь из ноги и кровь из печени разная?» Я говорю: «Слава богу, что там не спросил». Члены одной группировки ходили, предположим, в одинаковых шапках, у одних обязательно синего цвета должна быть, у других — красного, у третьих шапка — зеленая, чтобы друг друга различать. И можно было спокойно не вступать. Бывший зампрокурора республики по юности вписался в группировку, и, как он сам говорит, он этого не стесняется, у него было два пути: либо в армию и юрфак, либо в тюрьму. Он выбрал армию и юрфак и дорос до зампрокурора республики, до генерала».
По сюжету сериала выжить подростку в Казани было невозможно, не вступив в группировку. Так ли это? Журналист из Татарстана Андрей Антропов рассказывает о том, как жилось в то время:
— Я помню Набережные Челны 90-х, знаменитая группировка «29-й комплекс».
— Каков ваш личный опыт: можно было не входить в эти бригады?
— Молодые люди, не состоящие в каких-либо группировках, в ответ этой гопоте тоже кучковались. Почему-то скинхеды очень любили тусоваться с неформалами, скинхедам нравились песенки, которые они поют, а неформалы себя чувствовали в безопасности рядом с этими ребятами, потому что скинхеды ненавидели гопников. То есть как-то все равно все кучковались, но, если кому-то не нравился дворовый стиль жизни, они примыкали к другим тусовкам. Как сейчас помню, если тебе вслед кричат: «Эй ты, черт», и, если ты обернулся, значит, все, гарантированно до тебя докопаются, начнутся разборки, возможно, даже с летальным исходом. Поэтому совет от бывалого пацана был простой: если тебе в спину так кричат, ты просто идешь дальше и все, потому что это не к тебе обращаются. На практике оказалось так, что развал внутри социума страны пошел во дворах. Раз нет власти, допустим, мэр не может ничего контролировать, уже никак не помогает полиция, милиция, то местные жители, включая молодежные группировки, начинают брать контроль в свои руки. Есть, например, исследования социологов о том, что благодаря криминальным группировкам у нас страна вообще не развалилась на куски. Какие-никакие правила, но все-таки люди по ним жили целых десять лет, если не больше. Сериал имеет большую популярность среди взрослой аудитории, а насчет молодежи, наверное, родители должны как-то объяснять. Просто прийти в Минкульт, сказать: «Запретите вот этот сериал», — это очень просто. А вы сделайте на одну серию «Слово пацана» десять серий, я не знаю, с Дюймовочкой какой-нибудь, чтобы ее так же смотрели, как «Слово пацана». А так ходить, пальцем тыкать — это не выход. На данный момент чиновники в Татарстане, наоборот, занимаются бесплатным пиаром сериала».
Региональный детский омбудсмен Ирина Волынец попросила Роскомнадзор проверить сериал на соответствие традиционным ценностям и потребовала заблокировать сервисы, где его транслируют.
На сегодняшний день у сериала вышли пять серий из восьми. При этом он уже на четвертом месте в топе сериалов «Кинопоиска», у него более 200 тысяч оценок — это больше, чем у каждого из трех лидеров этого рейтинга.