Покупатели жилья на первичном рынке получают в нагрузку домашний интернет от одного-единственного провайдера. Хочешь — подключайся, а не хочешь — останешься без доступа в Сеть. Других провайдеров в ЖК все равно нет.

Кому-то везет меньше, кому-то — больше. Например, владелец квартиры в ЖК NOW Игорь Константинов местным провайдером в целом доволен. Но ему не нравится сама ситуация, когда альтернативного провайдера просто нет. При этом крупные федеральные операторы связи заходить в этот ЖК не торопятся, рассказал Business FM Игорь Константинов:

«Сейчас у нас небольшой оператор, «108 телеком», он остался от застройщика. На фоне опыта, скажем так, в предыдущем ЖК — были негативные мысли о маленьких операторах, но в целом, уже прожив год и пользуясь его услугами, могу сказать, что цена достаточно адекватная, средняя по Москве, скорость адекватная, проблема была лишь в том, что нет конкурирующего оператора. У нас достаточно много активных жильцов, которые много раз обращались и по телефону, и письменно к МТС, к «Ростелекому» и «Билайну», но, к сожалению, обратная связь с ними была только в одном ключе: «Мы пока не готовы к вам заходить».

Почему другие провайдеры не хотят работать в ЖК NOW, точно не известно. Но есть предположения. Не исключено, что им выставили такие финансовые условия для организации доступа к интернету, что это невыгодно при любом, даже максимально возможном в ЖК числе абонентов. С этим столкнулся владелец квартиры в ЖК «Мещерский лес» Валерий Курин:

«Я когда-то сам работал в одном из интернет-операторов, популярных в Москве, поэтому по старым связям попытался устроить, чтобы коллеги пришли к нам в жилой комплекс. Проблема оказалась абсолютно типичная: земля, на которой стоит жилой комплекс, по-прежнему на договоре аренды с «ПИК-индустрией», то есть с застройщиком, и ни один провайдер не может на эту землю проложить свой кабель, чтобы дойти непосредственно до конечных потребителей, до домов. Единственная кабельная канализация, которая проложена у нас в ЖК, она как раз таки проложена тем самым провайдером Lovit, принадлежащим ПИКу, и он туда других провайдеров просто не пускает. Как рассказывали друзья, коллеги из разных интернет-провайдеров, им выставляется такой счет, что нет экономической целесообразности заходить в ЖК».

В управляющей компании этого ЖК, «ПИК-комфорт», Business FM сообщили, что они открыты для предложений и реагируют на все обращения провайдеров. При этом операторам выдаются такие технические требования, которые обеспечивают исполнение норм Жилищного кодекса, а также норм и правил строительства. Что содержится в этих требованиях, там не уточнили. Можно предположить, что если есть задача не пускать чужих, то сторонним операторам выставляются такие технические требования, которые в принципе невозможно выполнить. Но это догадки.

Проблемой озаботились депутаты и сенаторы, подготовившие законопроект о недискриминационном доступе провайдеров в многоквартирные жилые дома. Документ прошел первое чтение в Госдуме. О том, что именно предлагается, рассказывает один из авторов законопроекта, глава думского комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов:

Сергей Пахомов глава комитета Госдумы по строительству и ЖКХ «Мы хотим, чтобы доступ провайдера в дом был максимально простым, чтобы любой провайдер, если хотя бы один житель подъезда или дома заключил с ним договор об обслуживании, имел возможность, имел право разместить свое оборудование в доме, но сделать это по четким, жестко установленным правилам, вплоть до цвета, ширины кабеля и времени, в которое этот кабель можно в соответствующие короба укладывать. И чтобы такое размещение было бесплатным, если жители не приняли решение об ином варианте».

Здесь важно уточнить: большинство владельцев квартир в ЖК выступают не против провайдеров от застройщика как таковых. Если они работают нормально, вопросов нет. Но в отсутствие конкуренции качество услуг у многих падает, а ценник становится неадекватным.

Для того чтобы у людей был выбор, достаточно пустить в дом трех-четырех провайдеров. А больше вряд ли получится, это связано с определенными техническими сложностями. Продолжает председатель Жилищного союза Москвы Константин Крохин:

Константин Крохин председатель Жилищного союза Москвы «Обычно технические помещения по проектам жилых домов составляют от 5 до 10 квадратных метров по площади. Очевидно, что оборудование там может быть размещено конечное, и главная проблема даже не в этих помещениях. Основная проблема — это доведение этих кабелей до потребителя. То есть необходимо делать специальные каналы, куда должны помещаться кабели, и чем выше здание, тем толще и шире эти каналы. То есть нужно пробивать каждый этаж и складывать туда кабели с возможностью протяжки кабелей через этажи. Они ограничены, поэтому я никогда не видел, что было десять провайдеров. Три-четыре — это вполне реально и, на самом деле, достаточно».

Жителям новостроек, где доступен только один провайдер и к работе которого есть вопросы, можно только посочувствовать. Единственная альтернатива, которая им доступна, — это мобильный интернет, который можно раздать на другие устройства со смартфона. Нормальный проводной интернет это не заменит, но может пригодиться для организации временного доступа в случае серьезной аварии у того самого единственного провайдера, который работает в их доме.