Как трактовать заявление об обязательной диспансеризации работающих россиян с 2024 года?
С 2024 года диспансеризация работающих россиян станет обязательной. Для этого в ОМС введут отдельный тариф. А к стандартным исследованиям в рамках диспансеризации добавится также проверка репродуктивной функции россиян. Все это анонсировала вице-премьер Татьяна Голикова. Подробностей пока нет, а вот вопросов масса
Читать на полной версииВыступая на открытии конгресса «Национальное здравоохранение — 2023», Татьяна Голикова заявила, что диспансерное наблюдение за работающими гражданами на их месте работы будет введено со следующего года:
«Для приближения к работающим гражданам медицинской помощи со следующего года вводим с отдельным тарифом системы обязательного медицинского страхования диспансерное наблюдение за работающими. Такое наблюдение на рабочем месте может быть организовано как медицинским подразделением самого работодателя во взаимодействии с близлежащей медицинской организацией, так и путем заключения с медорганизацией соответствующего договора».
И добавила, что в программу диспансеризации с отдельным тарифом ОМС будет включена также оценка репродуктивного здоровья женщин и мужчин.
Что это за отдельный тариф ОМС, что именно будут проверять репродуктологи (и они ли это будут?) и что будут проверять другие специалисты — из этой цитаты непонятно. Непонятно и то, кто будет оплачивать такую диспансеризацию. Разобраться в этих вопросах Business FM попробовала вместе с заместителем председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексеем Куринным, задав ему главный вопрос, который волнует работодателей. Но документов не видел и он:
— По моему мнению, это должно производиться за счет ОМС, то есть за счет денег обязательного медицинского страхования — работодатель напрямую именно в диспансеризации не участвует своими деньгами. Он перечисляет, конечно, это в виде взносов в фонд обязательного медицинского страхования, оттуда они уже используются на те цели, о которых мы говорим.
— Если работодатель при этом еще оплачивает сотрудникам ДМС, он за одно и то же будет платить три раза: обязательные взносы, дополнительно еще медучреждению за диспансеризацию и ДМС.
— Я пока не видел непосредственно механизма, но это было бы, наверное, не слишком целесообразно. Это должно быть в рамках ОМС, просто в расширенной версии. Опять же, скажу, что в любом случае они будут добровольными. Человека нельзя заставить.
А вот врач общей практики одного из амбулаторных учреждений города Москвы Денис Прокофьев попытался успокоить работодателей. Он уверен, что в данном контексте всех просто напугало слово «диспансеризация», а на самом деле речь идет о расширении программы регулярных профосмотров, которые некоторые работодатели и так обязаны проводить и давно проводят. Просто теперь к ним добавится проверка репродуктивных функций, отмечает Денис Прокофьев:
— Работодатель занимается исключительно периодическим медицинским осмотром, никак по-другому быть не может. Есть приказ о проведении периодических медицинских осмотров, туда будет добавлена проверка репродуктивного здоровья.
— То есть получается, что это будет не для всех.
— Если мы говорим про то, что это работодатель должен организовать за свой счет, это будет периодический медицинский осмотр для работающего населения, входящий в перечень для сотрудников, которые подлежат периодическим медицинским осмотрам. А если мы говорим о диспансеризации внутри поликлиник всего населения, а не работающего, тогда исключается слово «работодатель», это другая категория лиц. Никак по-другому быть не может. Вы можете даже не сомневаться. То есть если мы говорим про работающее население, их осмотр называется периодическим и выполняется исключительно по приказу о периодических медицинских осмотрах, в перечень которого будут входить показатели репродуктивного здоровья.
О том, что по репродуктивным функциям можно проверить в ходе диспансеризации (читай — при разовом визите к специалисту) и нужно ли это, Business FM спросила у репродуктолога, акушера-гинеколога MD Group («Мать и дитя») Марии Милютиной:
Мария Милютина репродуктолог, акушер-гинеколога MD Group («Мать и дитя») «Единственный маркер, который мы можем действительно посмотреть и который будет информативен для врача и для пациентки, — это уровень антимюллерового гормона. Это запас яйцеклеток в яичниках. Конечно, есть подводные камни: даже этот единственный показатель нужно правильно трактовать, чтобы не пугать пациентку. Но это то, что поможет пациентке понять, какой запас яйцеклеток у нее есть, и скорректировать свои репродуктивные планы. Если говорить про обследование мужчин, про анализ спермограммы, все-таки это очень деликатный момент. И здесь его необходимость, конечно, под большим сомнением».
По мнению Марии Милютиной, женщинам действительно полезно регулярно проверять уровень антимюллерового гормона, особенно с учетом того, что россиянки стали откладывать материнство, а к 40 годам их может ждать много неприятных сюрпризов. Но все остальные манипуляции с людьми, которые прямо сейчас не готовятся завести детей, по мнению собеседницы Business FM, — это лишняя нагрузка не только на бюджет, но и на здоровье граждан.