Обновлено в 16:00

Российское правительство изъяло у иностранных компаний управление петербургским аэропортом «Пулково». Это следует из указа президента, который был обнародован ночью 1 декабря. Аэропорт Санкт-Петербурга, который полностью принадлежал кипрской Thalita Trading Limited, передадут специально созданному российскому «Холдингу ВВСС».

В документе сказано, что это делается в целях национальной безопасности. Несмотря на то, что решение принято правительством, холдинг останется частным. Им будут владеть те же инвесторы, что и кипрской компанией, однако иностранные совладельцы лишаются права голоса.

Кипрская Thalita Trading Limited, которая ранее управляла «Пулково», на четверть принадлежала компании «ВТБ Капитал», еще четверть у РФПИ совместно с эмиратской Mubadala и Baring Vostok, 25% у немецкой компании Fraport и столько же у инвесторов из Катара. Теперь право голоса всех иностранных участников переходит российским структурам. Комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:

Алексей Карпенко адвокат, старший партнер компании Forward Legal «Это та же самая редомициляция, только в принудительном порядке, вызванная стратегическими интересами России. Суть такая же, просто инициатор — власти. Они руководствуются при этом, как прямо написано в указе, государственной безопасностью, и решение принято в русле всех тех решений, которые принимаются в последнее время. Россия обосабливается и старается переводить на свою территорию управление стратегическими компаниями и крупными бизнесами. Да, у иностранцев, в частности, немецких инвесторов, остается крупный пакет «Пулково», но указом запрещается его распоряжение. Это в русле той политики, которая идет на протяжении последних двух лет. Европа пытается проводить конфискационную политику, финны попробовали начать это, это же давно обсуждается и в США, и в Германии, в Великобритании, в России риторика другая, мы все заморозим, мы все вам оставим и будем смотреть на ваши шаги. Если ваша конфискационная риторика дойдет до того, что вы действительно будете изымать наши активы и ими распоряжаться, ну что же, тогда, извините, все то, что мы подморозили, мы так же заберем. Безусловно, России легче контролировать продажу доли немецких инвесторов на своей территории, нежели пытаться блокировать такую продажу на Кипре».

В конце ноября истек срок, в который Владимир Путин поручил правительству ускорить процедуру перевода активов бизнеса в Россию из-за рубежа. Власти должны были разработать механизмы редомициляции российских активов в специальные административные районы для случаев, когда «переезд» блокируется зарубежными юрисдикциями. Среди тех, кто уже перевез компании в Россию, — «Фосагро», VK, о планах переехать заявляли HeadHunter, Ozon, владелец Тинькофф — TCS Group и другие.

Немецкий совладелец управляющей компании «Пулково» Fraport приостановил работу в России еще в марте 2022 года. Компания давно хотела продать свою долю, но по договору не может этого сделать до 2025 года.

При этом другие совладельцы из Арабских Эмиратов, Катара и Бахрейна, которые по сегодняшнему указу президента лишаются возможности управлять новой структурой, о планах прекращения работы с «Пулково» не заявляли. О том, как быть с ними и что значит эта смена руководства, рассуждает вице-президент РСПП Игорь Юргенс:

— Скорее всего, с дружественными договорятся, откупятся, сохранят их доли и так далее. С недружественными все понятно.

— Может быть, это и есть один из механизмов, который станет прецедентом по поводу возврата активов из-за рубежа — только принудительно?

— Конечно, будет, и даже нет вопросов. Наверное, обозначат стратегические объекты, которые никаким образом в такой ситуации, как сейчас, не могут принадлежать и управляться иностранцами, при этом моральное право у российского руководства к этому есть, когда у вас заморожены 300 млрд ваших заработанных непосильным трудом долларов, поэтому и постоянное давление на объекты, где есть какое-то российское присутствие, насколько я понимаю, в Финляндии, в других странах происходит более-менее то же самое, зуб за зуб. Все под контроль российского государства и правительства, а если не правительства, то лояльных, проверенных в боях бизнесменов, находящихся под западными санкциями. Это точно тенденция, тут нет вопросов.

В сентябре глава ВТБ Андрей Костин подтвердил, что Fraport может продать свою долю в 25%, она оценивалась в 111 млн евро. При этом другие иностранные инвесторы, например из ОАЭ и Катара, о планах прекращения работы с «Пулково» не заявляли.

Ранее активы иностранцев, таких как Danone, Carlsberg, «Фортум» и «Юнипро», передавали во временное управление Росимущества, то есть государства. Де-юре это тоже не конфискация, а заморозка активов, и компании распорядиться ими не могут.

В пресс-службе «Пулково» заявили, что рассчитывают на восстановление механизмов корпоративного управления после изъятия оператора у иностранных инвесторов. Действительно, иностранцы в совете директоров компании сильно тормозили работу «Пулково», говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:

Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «Это решение, которое необходимо принять на уровне совета директоров из-за дисконнекта с рядом акционеров, принимать невозможно, поэтому все, что касается корпоративного управления, поставили в ситуацию, когда надо что-то предпринимать, нужно принимать решения о строительстве второй очереди, о реализации этого масштабного проекта, но это невозможно сделать без участия, одобрения в рамках корпоративных процедур со стороны зарубежного акционера, а он не участвует в процессе. Поэтому приняли решение о том, чтобы разблокировать корпоративное управление, сделать компанию адекватно управляемой не только на операционном, но и на стратегическом уровне. Решение не самое распространенное в нашей действительности, создается новая управляющая структура, которая будет иметь всю полноту возможности принятия стратегических управленческих решений, речь не идет о том, чтобы выбрасывать акционеров из владения, но они не управляли, не могут управлять. Почему именно сейчас? На самом деле разговоры об этом шли давно, потому что решение или какое-то иное решение назрело, сейчас найден вариант реализации».

В ноябре «Воздушные ворота Северной столицы» отчиталось о том, что за первые десять месяцев «Пулково» обслужил 17,5 млн пассажиров, что делает его вторым аэропортом по пассажиропотоку в России после «Шереметьево».