У иностранных компаний изъяли управление аэропортом «Пулково» в Петербурге
Аэропорт полностью принадлежал кипрской Thalita Trading Limited, теперь его передадут российскому «Холдингу ВВСС»
Читать на полной версииОбновлено в 16:00
Российское правительство изъяло у иностранных компаний управление петербургским аэропортом «Пулково». Это следует из указа президента, который был обнародован ночью 1 декабря. Аэропорт Санкт-Петербурга, который полностью принадлежал кипрской Thalita Trading Limited, передадут специально созданному российскому «Холдингу ВВСС».
В документе сказано, что это делается в целях национальной безопасности. Несмотря на то, что решение принято правительством, холдинг останется частным. Им будут владеть те же инвесторы, что и кипрской компанией, однако иностранные совладельцы лишаются права голоса.
Кипрская Thalita Trading Limited, которая ранее управляла «Пулково», на четверть принадлежала компании «ВТБ Капитал», еще четверть у РФПИ совместно с эмиратской Mubadala и Baring Vostok, 25% у немецкой компании Fraport и столько же у инвесторов из Катара. Теперь право голоса всех иностранных участников переходит российским структурам. Комментирует старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко:
В конце ноября истек срок, в который Владимир Путин поручил правительству ускорить процедуру перевода активов бизнеса в Россию из-за рубежа. Власти должны были разработать механизмы редомициляции российских активов в специальные административные районы для случаев, когда «переезд» блокируется зарубежными юрисдикциями. Среди тех, кто уже перевез компании в Россию, — «Фосагро», VK, о планах переехать заявляли HeadHunter, Ozon, владелец Тинькофф — TCS Group и другие.
Немецкий совладелец управляющей компании «Пулково» Fraport приостановил работу в России еще в марте 2022 года. Компания давно хотела продать свою долю, но по договору не может этого сделать до 2025 года.
При этом другие совладельцы из Арабских Эмиратов, Катара и Бахрейна, которые по сегодняшнему указу президента лишаются возможности управлять новой структурой, о планах прекращения работы с «Пулково» не заявляли. О том, как быть с ними и что значит эта смена руководства, рассуждает вице-президент РСПП Игорь Юргенс:
— Скорее всего, с дружественными договорятся, откупятся, сохранят их доли и так далее. С недружественными все понятно.
— Может быть, это и есть один из механизмов, который станет прецедентом по поводу возврата активов из-за рубежа — только принудительно?
— Конечно, будет, и даже нет вопросов. Наверное, обозначат стратегические объекты, которые никаким образом в такой ситуации, как сейчас, не могут принадлежать и управляться иностранцами, при этом моральное право у российского руководства к этому есть, когда у вас заморожены 300 млрд ваших заработанных непосильным трудом долларов, поэтому и постоянное давление на объекты, где есть какое-то российское присутствие, насколько я понимаю, в Финляндии, в других странах происходит более-менее то же самое, зуб за зуб. Все под контроль российского государства и правительства, а если не правительства, то лояльных, проверенных в боях бизнесменов, находящихся под западными санкциями. Это точно тенденция, тут нет вопросов.
В сентябре глава ВТБ Андрей Костин подтвердил, что Fraport может продать свою долю в 25%, она оценивалась в 111 млн евро. При этом другие иностранные инвесторы, например из ОАЭ и Катара, о планах прекращения работы с «Пулково» не заявляли.
Ранее активы иностранцев, таких как Danone, Carlsberg, «Фортум» и «Юнипро», передавали во временное управление Росимущества, то есть государства. Де-юре это тоже не конфискация, а заморозка активов, и компании распорядиться ими не могут.
В пресс-службе «Пулково» заявили, что рассчитывают на восстановление механизмов корпоративного управления после изъятия оператора у иностранных инвесторов. Действительно, иностранцы в совете директоров компании сильно тормозили работу «Пулково», говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
В ноябре «Воздушные ворота Северной столицы» отчиталось о том, что за первые десять месяцев «Пулково» обслужил 17,5 млн пассажиров, что делает его вторым аэропортом по пассажиропотоку в России после «Шереметьево».