Российский сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» романтизирует бандитизм в глазах молодежи, поэтому должен быть запрещен — так считает омбудсмен по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец. Она уже обратилась в Роскомнадзор с просьбой проверить сериал на соответствие традиционным духовно-нравственным ценностям. Волынец поддержала депутат Госдумы Яна Лантратова, которая тоже запросила проверку сериала — на предмет соблюдения возрастной классификации (маркировки) информационной продукции и возможного нарушения положения закона РФ «‎О защите прав потребителей». «Слово пацана. Кровь на асфальте» — сериал о молодежных группировках Казани конца 1980-х годов. Он снят режиссером Жорой Крыжовниковым (известным ранее по жанру комедии) по книге Роберта Гараева, который провел интервью с участниками ОПГ тех лет. По сюжету 14-летний подросток присоединяется к одной из молодежных группировок. Ждать ли запрета?

Премьера сериала «Слово пацана» состоялась в начале ноября, уже вышла половина серий, он демонстрируется в двух онлайн-кинотеатрах. Всего серий восемь, показ завершится 21 декабря. В картине снялись Иван Янковский, Сергей Бурунов, Никита Кологривый и другие.

Действие разворачивается в 1980-х годах в Казани. В центре сюжета — жизнь обычных школьников, которые оказались вовлечены в молодежные криминальные группировки того периода. Речь идет именно о «казанском феномене». Сериал выстроен из цепочек разных ситуаций. Подростки объединяются по районному принципу, устраивают в том числе массовые драки за территории. Это тогда называлось «делить асфальт».

В Татарстане, поскольку затронута актуальная именно для данного региона тематика, дискуссии о том, запрещать сериал или нет, идут уже несколько недель. И вот теперь они вышли за пределы республики. Посмотреть сериал, чтобы оценить его влияние на подростков, пообещала и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина, однако пока, видимо, еще не посмотрела и мнения четкого не высказала.

Зато зрителям, похоже, нравится. Тем более что лента вполне вписывается в стилистику других так называемых бандитских сериалов, демонстрировавшихся не то что на онлайн-платформах, а непосредственно на ведущих федеральных каналах, начиная от «Бригады» и кончая «Бандитским Петербургом». Это вообще один из ведущих жанров на отечественном ТВ. Так что не совсем понятно, почему именно сейчас поднялся такой шум.

Хотя вышли пока только половина серий, картина получила более 115 тысяч оценок зрителей, набрав девять баллов на «Кинопоиске», попав на четвертую строчку рейтинга топ-250. Выше только американская криминальная драма 15-летней давности «Во все тяжкие», советские «17 мгновений весны» и «Игра престолов».

Однако некоторых чиновников обеспокоило, что подростки в том же Татарстане стали устраивать бои в подражание «Слову пацана», созданы телеграм-каналы, названные в честь двух известных в прошлом казанских ОПГ, начался снова дележ районов на сферы влияния, видео драк стали выкладывать в соцсетях. Отсюда претензии Волынец: мол, «романтизация бандитизма, оправдание страшного явления — «казанского феномена» — и формирование ложных представлений о криминальном мире в глазах молодежи… насаждение чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей». По нынешним временам претензии более чем серьезные.

Ранее примерно с такими формулировками насчет ценностей были запрещены к показу два якутских фильма: у картины «Айта» Минкульт отозвал прокатное удостоверение, усмотрев пропаганду национализма, а фильму «Кандидат» прокатное удостоверение не выдали, усмотрев в сценах переодевания мужчины женщиной пропаганду нетрадиционных отношений.

Однако с фильмом Жоры Крыжовникова все может оказаться несколько заковыристее. И не только потому, что фильм пользуется широкой популярностью у зрителей. И не такое запрещали, как говорится. Но также и потому, что ностальгическая по тональности по временам молодежного уличного бандитизма лента отчасти профинансирована государством через Институт развития интернета. Эта общественная организация была создана в 2015 году для регулирования отношений интернет-отрасли и власти, а позднее стала фактически оператором государственного конкурса на создание интернет-контента для молодежи. Но не менее важно и то, что сериал посвящен тому самому «казанскому феномену», который в данном случае носит еще и вполне отчетливый национально-региональный оттенок. Посему «наезд» со стороны структур федерального центра может быть воспринят в республике довольно болезненно. И то, что «прокатило» по отношению к якутскому кино, может не пройти по отношению к ленте, посвященной событиям в Татарстане.

Власти республики уже дали понять, что поддержат создателей сериала «Слово пацана» и не станут всерьез воспринимать обращения с требованием о его запрете. «Ничего дискредитирующего регион в сериале нет, так что общественники поднимают пустой хайп. Кроме того, на федеральном уровне есть понимание, что проект одобрен и согласован на всех уровнях, поэтому тут никаких запретов даже и быть не может», — отметил высокопоставленный собеседник в руководстве Татарстана в интервью для местной прессы. Так что ревнителям неких стерильных ценностей можно уже начинать подыскивать для себя другие объекты для проверок на соответствие правильным каноническим догматам.