«Ведомости»: Skyeng планирует IPO
Один из крупнейших игроков сферы технологий образования планирует выйти на биржу в 2024 году. Рассчитывают привлечь от 3 млрд до 5 млрд рублей
Читать на полной версииОбновлено в 16:42
Онлайн-школа Skyeng планирует выйти на IPO в 2024 году. Как пишет газета «Ведомости», в рамках первичного размещения акций на Мосбирже платформа планирует привлечь от 3 млрд до 5 млрд рублей. Один из источников газеты сообщил, что IPO может состояться в первой половине 2024 года, но еще не выбран андеррайтер, который поможет оценить стоимость.
Исполнительный директор группы Skyeng Рустам Айнетдинов не подтвердил и не опроверг эту информацию. Он заявил, что компания рассматривает различные способы привлечения инвестиций, в том числе публичное размещение акций на бирже. Эксперты газеты «Ведомости» отметили, что сервис может продать инвесторам 10-15% своих акций.
Skyeng занимает второе место по выручке на рынке онлайн-образования. Если информация газеты подтвердится, она станет первой edtech-компанией, которая провела IPO. Будет ли это интересно инвесторам? Комментирует партнер и директор по инвестициям компании CB partnership Иван Сергеев:
Иван Сергеев партнер и директор по инвестициям компании CB partnership «В России это, с одной стороны, рынок уже сформировавшийся, с определенными лидерами. А с другой стороны, рынок онлайн-образования —растущий, пользуется большой популярностью среди потребителей как дополнительное образование, переквалификация в новой области. И как раз Skyeng — это лидер по предоставлению обучающих программ по английскому языку. Поэтому, безусловно, сфера онлайн-образования живет, развивается и интересна для инвесторов в том числе. С другой стороны, рынок IPO, SPO сейчас очень насыщенный. Российские компании сейчас очень сильно эксплуатируют российский рынок с точки зрения привлечения оттуда денежных средств. Связано это в первую очередь с тем, что ключевая ставка довольно-таки высокая и компаниям проблематично занимать долговые инструменты в виде кредитов у банков, в виде выпуска долговых обязательств, поскольку это дорогие источники фондирования для банков. Поэтому многие компании сейчас пошли по другому вектору развития, они выходят на рынок либо с первичным предложением акций, либо с вторичным предложением акций, потому что мы видим, что индекс Московской биржи стоит довольно-таки высоко, то есть мультипликаторы, по которым оценивают компании, вполне себе высокие при текущей ключевой ставке, для компании это лазейка получения дешевого финансирования за счет средств инвесторов. Мы видим, было новое размещение, выход на IPO компании «Астра», допразмещение подходит от другой компании, которая тоже развивается в сфере IT, это Softline. Если мы посмотрим на динамику бумаг после первичного размещения или после вторичного размещения, то, к сожалению, эта динамика не в пользу инвесторов. Допустим, тот же Softline, которые сейчас проводят второе SPO, они с октября по ноябрь упали на 40%, думаю, цифры не самые воодушевляющие для инвесторов. Что касаемо именно акций «Астры», от своих максимумов, которых они достигли после IPO, они тоже свалились порядка на 30%».
Комментирует инвестор, основатель финансовой онлайн-школы Finschool Андрей Плотников:
— Skyeng далеко не лидер онлайн-образования в РФ, но на сегодня все равно много релокантов из России, которые активно изучают языки, уезжая в другие страны, и наличие языка как раз и дает большие возможности получения статуса резидента, ВНЖ, особенно, при трудоустройстве на работу в других странах. Поэтому их услуги для релокантов не только из России, но и из других стран очень актуальны. Однозначно пика сейчас не наблюдается, рынок онлайн-образования в России и странах СНГ оценивается примерно в 10 млрд долларов США, это огромные деньги, и ниша онлайн-образовательных услуг занята примерно на 20-30% максимум, там есть куда расти и развиваться. Почему на IPO выходит не самая популярная компания Skyeng, поскольку у нее очень большой рекламный бюджет, я наблюдаю большое количество ее рекламы в интернете в Европе, в Азии, могу сказать, что ребята активно развиваются сейчас, деньги, скорее всего, им нужны на масштабирование и развитие через IPO.
— Это перспективная компания, чтобы в нее вложиться?
— Я думаю, что да, больших денег вы вряд заработаете, но в районе 10-15% годовых через год после старта IPO можно заработать. Умный, долгосрочный инвестор понимает, что рынок онлайн-образования перспективный, здесь инвестиции должны быть не на полгода-год, а года на три, тогда это будет выгодно для вас.
Skyeng была создана в 2012 году. ГК Skyeng включает различные юридические лица, включая ООО «Скаенг». Материнской компанией для всей группы компаний Skyeng является Vimbox Limited (Кипр). Акционерами компании являются инвестиционные фонды, частные инвесторы, со-основатели и менеджмент
В сентябре глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн обратил внимание на спорную рекламу Skyeng, где под фото с грустным солдатом говорилось: «Больше года не виделся с друзьями, которые уехали, и скучаешь по ним? Английский и IT — лучшее сочетание, которое поможет получить зарубежный оффер». По словам депутата, противопоставлять трудоустройство за границей и защиту родины неуместно. В итоге Skyeng принесла извинения и назвала рекламу несогласованным «непозволительным креативом».