Финские СМИ: 12-й пакет европейских санкций позволит экспроприировать спортивную арену в Хельсинки
Ее владельцы — попавшие под ограничения Ротенберг и Тимченко. Активы могут разблокировать для продажи, но полученные средства вывести будет нельзя
Читать на полной версииНовый, 12-й пакет санкций ЕС позволит попавшим под ограничения россиянам продавать свои замороженные активы. Однако вырученные деньги все равно будут заморожены. Чтобы они смогли продать имущество, активы разблокируют временно, на полгода, пишет финское издание STT.
Однако в случае отказа от продажи со стороны подсанкционного лица новый пакет все равно предусматривает возможность изъятия этих активов.
Финское издание обращает внимание, что таким образом Хельсинки получит возможность изъять одноименную арену «Хельсинки Холл». В конце прошлого года финские СМИ писали, что Геннадий Тимченко и Роман Ротенберг продают объект. Сумма сделки не раскрывалась.
Как поясняет STT, Конституция Финляндии позволяет экспроприацию собственности для «общественной необходимости». Разрешение выдает правительство, и его можно обжаловать. Владелец имущества в таком случае получает компенсацию, но в случае с ареной «Хельсинки» средства тоже будут заморожены.
Финляндия таким образом может создать прецедент и ее примеру последуют прочие страны Евросоюза, считает политолог Георгий Бовт:
Новый пакет санкций ЕС, таким образом, создает «вилку» для подсанкционных российских бизнесменов, они смогут продавать имущество, но средства будут заморожены, однако если они откажутся продавать имущество, его можно будет изъять, и компенсацию за это тоже заморозят. О том, зачем давать выбор, который ведет к одному результату, и можно ли будет как-то воздействовать на решения стран ЕС через российские суды, говорит партнер юридической фирмы «Некторов, Савельев и партнеры» Александр Некторов:
— Для того чтобы владеть имуществом, на собственнике остается обязанность по его содержанию, в том числе по уплате налогов, соблюдению мер безопасности и функционированию этого объекта. Если это объект недвижимого имущества, то, соответственно, его нужно как-то отапливать, обеспечивать электричеством. И, соответственно, находясь под санкционным режимом, осуществлять обязанности собственника крайне проблематично. Соответственно, это может быть первой причиной, почему есть смысл продать этот актив. Вторая причина — эксплуатация объекта недвижимости, в данном случае, например, арены, фактически невозможна в тот момент, когда она находится в собственности заблокированного лица, то есть это означает, что от этого, на самом деле, страдают обычные невинные граждане, спортсмены и так далее.
— Можно ли что-то с этим сделать?
— Первый вариант, это пытаться исключиться из санкционного списка. Практика показывает, что это близко к невозможности. Второй вариант — пытаться оспаривать рыночную стоимость продажи в том случае, если объект изымается, неважно, продажа происходит или изъятие, в любом случае они должны совершаться по рыночной цене. Что касается возможности в российском суде отстоять свои интересы, теоретически это возможно, но только в том случае, если у ответчика находятся активы и в России. Тогда теоретически можно предъявить иск в российский суд, взыскать убытки за счет заблокированных активов в России.
Судебные приставы Финляндии заморозили право владения на арену «Хельсинки Холл» еще в апреле 2022 года. Формальной причиной стало нахождение владельцев в санкционных списках ЕС. В мэрии Хельсинки жаловались, что арена не использовалась и при этом была единственной крупной городской концертной площадкой. Власти Финляндии уверяли, что по этой причине артисты или переносят выступления там или же полностью отказываются от концертов.