Исследование: в России с 2021 года спрос на индивидуальный пошив одежды вырос вдвое
Ткани ателье и частные портные по-прежнему заказывают за границей, но основной составляющей немаленькой стоимости изделий индпошива является работа мастера. И их катастрофически не хватает, признаются участники отрасли. При этом дефицита специальных тканей, наполнителей и профессионального оборудования нет
Читать на полной версииРоссияне стали чаще шить одежду на заказ. Согласно исследованию «Авито услуг», с 2021 года спрос на такую услугу увеличился вдвое. Этот тренд отражает интерес заказчиков к индивидуальному пошиву и дизайну одежды.
Бренды ушли. Спрос остался. Те, кто хотят выглядеть дорого и красиво, — выбирают индивидуальный пошив. Это дорогие ткани и одежда с иголочки. Цена зависит от материала и количества ручной работы. Ткани по-прежнему заказывают в Италии и Англии. Ассортимент прежний, но увеличились сроки доставки: вместо трех-пяти дней — месяц. Но клиенты готовы ждать. Заказывают все — костюмы, брюки, блузки и рубашки, домашнюю одежду, джинсы, а в последние пару лет перед Новым годом стали популярны шелковые пижамы. Комментирует модельер, владелица ателье Abiart Наталья Смирнова:
— Это индивидуальное лекало. Две-четыре примерки стандартных. Изделие изготавливается до того момента, пока мы не получим качественный результат. То есть наше изделие служит минимум три-шесть сезонов, и когда наш клиент носит десять лет изделие, то для нас это хороший результат. На данный момент у нас в работе десять пар джинсов. Одна пара джинсов требует от 40 до 55 часов работы.
— Но сколько стоит?
— От 40 тысяч до 60 тысяч. Соответственно, столько работы. Если взять шелковые пижамы, то пошив в районе 70 тысяч, там идет большое количество ручной работы, а ткань примерно 3 тысячи. Последнюю пижаму мы брали по 7 тысяч за метр, то есть изделие 91-95 тысяч с фурнитурой.
О росте спроса на пошив говорят и производители верхней одежды. С 2021 года он увеличился в четыре-пять раз. При этом очень сильно выросли оптовые цены, примерно в шесть-семь раз.
Проблемы — только кадровые. Очень много материалов производится внутри России, в частности мембранные ткани, которые выдерживают температуру до минус 60 градусов. Нет проблем с оборудованием, которое заказывают в Китае. А, например, неплохие пухонабивочные машины выпускают отечественные производители.
Кадровый же голод стараются нивелировать компьютерами. Говорит дизайнер одежды, предприниматель из Москвы Татьяна Русскова:
— Для того чтобы наполнить пуховик каким-то утеплителем, его необходимо состягать. Эту всю работу у нас делает компьютер. Сейчас еще заказали такой же компьютеризированный комплекс для набивки пухом пуховиков. Поскольку технология подразумевает очень точное взвешивание наполнителя.
— Сколько стоит сшить пуховик?
— Пуховик в средней сложности с наполнителем из искусственного пуха в массовом пошиве — примерно около двух с половиной тысяч. Если это изделие с наполнителем из натурального пуха — чуть более 3 тысяч. Если это изделие со сложными элементами, с большим количеством молний, с герметизацией швов, чтобы не продувало, цена может доходить до 6-7 тысяч за единицу изделия в массовом потоке. Цена индивидуального пошива такого изделия — от 15 тысяч до 20 тысяч без учета стоимости материала.
Кадров не хватает катастрофически. Поэтому приходится прибегать к помощи пенсионеров или трудовых мигрантов, привлечение которых затруднено из-за ослабления рубля. Комментирует президент и владелец компании по пошиву женской одежды Zaykins Анна Смирнова:
— Мы поднимали этот вопрос. Необходимо открывать мануфактуры, строить предприятия и обучать людей. Людям, которые интересуются, нужно давать бесплатное кадровое образование, чтобы в дальнейшем это можно было использовать в нашей стране, на наших же предприятиях, с дальнейшим трудоустройством.
— Может быть, еще какие-то есть проблемы? Условно говоря, материалы?
— Сейчас в принципе более или менее все налажено. Логистика сейчас отлично работает, можно как привозить, так и в Москве брать уже готовое.
Также в исследовании отмечается спрос на консультантов по созданию бренда одежды. Он вырос более чем в шесть раз по сравнению с 2021 годом и более чем в два раза по сравнению с прошлым. Больше всего таких специалистов требуется в Москве и Санкт-Петербурге — рост спроса на плюс 663% и 593% соответственно. Вдвое, а то и втрое скромнее он в других городах-миллионниках.