Один из крупнейших игроков на рынке инкассации «Инкахран» не продлевает контракты с клиентами
«Инкахран» присоединяется к Московскому кредитному банку, который не заинтересован в заключении новых контрактов с клиентами инкассаторской компании и нацелен на выпуск на рынок автоматизированных депозитных машин, и продвигает онлайн-инкассацию. Как это скажется на небольших компаниях?
Читать на полной версииНебольшие банки рискуют остаться без инкассаторов. Компания «Инкахран», один из трех крупнейших игроков на рынке инкассации, разрывает или не продлевает контракты с клиентами, пишет «Коммерсантъ».
«Инкахран» должен присоединиться к Московскому кредитному банку. Как отмечает издание, МКБ не заинтересован заключать новые соглашения с бывшими партнерами инкассаторской компании. Как это отразится на отрасли?
По данным источника «Коммерсанта», в прошлом году «Инкахран» обслуживал около сотни банков и ряд крупных сетевых ретейлеров. До недавнего времени главными на рынке инкассации были Сбербанк, «Росинкас», который входит в структуры Банка России, и, собственно, «Инкахран». Летом этого года стало известно, что последняя компания войдет в систему МКБ. Юридические процедуры должны завершиться в первой половине следующего года.
В кредитной организации тогда сообщили, что банк продолжает трансформировать инкассаторский бизнес и сконцентрируется на развитии онлайн-инкассации с использованием автоматизированных депозитных машин.
«Летом 2023 года мы объявили, что трансформируем инкассаторский бизнес и сделаем ставку на развитие онлайн-инкассации с использованием АДМ. В соответствии с условиями договоров, мы поэтапно ведём переговоры с клиентами, предлагая им перейти на АДМ. Для тех, кто хочет пользоваться классической инкассацией, мы также предоставляем такую услугу с привлечением внешнего перевозчика. При необходимости мы консультируем тех, кто хочет напрямую работать с компаниями, занимающимися классической инкассацией», — пояснили BFM.ru в пресс-службе МКБ.
Что такое автоматизированная депозитная машина, говорит генеральный директор компании FinHelp Павел Вешаев:
Павел Вешаев генеральный директор компании FinHelp «Это, грубо говоря, банкомат, который работает только на прием. Туда можно прийти с коммерческой карточкой и большую сумму денег из магазина туда погрузить. Эти машины достаточно распространены в Европе, у нас — в меньшей степени. Но, видимо, запрос есть. Поэтому я думаю, что будут эту историю разворачивать».
По задумке, этот аппарат упрощает перевод наличных на расчетный счет. Его можно поставить непосредственно в офисе компании. Там можно накапливать деньги — потом приедет инкассатор и заберет их прямо из устройства. Уходит необходимость каждый раз ждать броневик и специально обученного человека, чтобы лично ему отдать дневную выручку.
АДМ могут пользоваться несколько юрлиц. Но в таком случае, обращают внимание специалисты, пока сотрудник несет деньги к этой общей машине, его могут запросто ограбить. Поэтому спрос на профессионально экипированных инкассаторов остается.
Источники «Коммерсанта» говорят, что «целый ряд юрлиц, включая крупные банки», остались без услуг классической инкассации, которые предлагал «Инкахран». Крупные кредитные организации обычно используют собственные службы для перевозки денег между отделениями. Но и этих мощностей не всегда хватает.
По данным одного из собеседников издания, «Инкахран» держал низкие цены для небольших банков — до 100 рублей за заезд на одну точку. При этом рыночная цена называется от 700 до 3 тысяч. Теперь маленькие организации могут лишиться выгодного предложения.
Что будет на рынке после сокращения присутствия «Инкахрана», рассуждает директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:
Вячеслав Путиловский директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Сейчас крупный игрок сворачивает свой бизнес, потребность рынка все равно есть. Его долю займут оставшиеся игроки, или появится какой-то новый игрок, который будет оказывает такие услуги. Вопрос в том, что вырастут тарифы. Но они вырастут временно, пока новый игрок не появился. Но я не вижу проблем в том, чтобы купить несколько новых броневичков, раз они «Инкахрану» не нужны, вывеску поменять на броневичке и продать. То же самое с сотрудниками».
Отмечается, что и «Росинкас», и Сбербанк не готовы к организации новых маршрутов. «На рынке нет качественных броневиков», отмечают источники «Коммерсанта». А еще в отрасли есть дефицит кадров, рассказывает эксперт по безопасности, тренер инкассаторов и телохранителей Станислав Гнездилов:
Станислав Гнездилов эксперт по безопасности, тренер инкассаторов и телохранителей «Дефицит охранников. Сейчас за эти самые деньги приходят люди, которые оставляют желать лучшего. Места освободились вакантные: уехали за «ленточку», к «ленточке» ближе. На их место приходят сами понимаете кто. А ценник не снижается. Еще и людей не хватает. Сейчас смена подорожала где-то на 50%. Сейчас 70 тысяч рублей в месяц — это минимально. Была смена, условно говоря, 2,5-3 тысячи, а сейчас — 3,5-4 тысячи».
Эксперты предполагают, что на фоне сокращения предложения «Инкахрана» конкурирующая служба Сбербанка и «Росинкас» могут поднять цены. Что станет неприятностью для небольших банков. Выходом могут стать уже названные автоматизированные депозитные машины. Но с их обслуживанием не все просто из-за ухода с российского рынка западных поставщиков.