Директор по производству «Москвича»: Renault создала трудности для перезапуска завода
По слова Олега Маслякова, французское руководство перевело все производство на иностранные запчасти, но не оставило технологий и документаций. Ранее российские автодилеры обратились в арбитражные суды с исками против Renault
Читать на полной версииГруппа Renault создавала трудности для перезапуска завода «Москвич». Об этом в интервью РИА Новости рассказал директор по производству предприятия Олег Масляков. По его словам, «бывший иностранный собственник решил закрыть московский завод Renault и покинуть рынок России почти в один момент. И французское руководство завода не оставило ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих, которые должны обеспечивать производственную базу», — подчеркнул Масляков.
При этом, по словам Маслякова, Renault специально переводила все производство на иностранные запчасти и комплектующие.
Ранее российские автодилеры «РТДС центр» и «БН-моторс» обратились в арбитражные суды с исками против Renault, общая сумма взысканий составила 760 млн рублей. Президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин отметил, что еще минимум 10 дилеров хотят подать аналогичные иски. А всего к моменту ухода из России французскую марку в стране представляли 152 дилера.
О том, почему дилеры обратились с исками к французам только сейчас, говорит партнер коллегии адвокатов Delcredere Сергей Савосько. Он представляет некоторых дилеров в этом иске.
Сергей Савосько партнер коллегии адвокатов Delcredere «Дело в том, что работа по возмещению компенсации ведется уже давно, фактически с момента ухода Renault из России, но судебное разбирательство — только видимая часть этой работы. Потому что Renault ушла из России в мае 2022 года, и первое время дилеры пытались понять, на каких условиях произойдет этот уход, будут ли исполняться обязательства, которые в начале года дала Renault своим российским дилерам по поставке автомобилей, запчастей. Также пытались оценить потенциальные убытки. Было очень много неопределенности, даже в первое время дилеры пытались самостоятельно контактировать с Renault, занимали выжидательную позицию. В конце 2022 года обратились как раз к нам за юридической консультацией, и к этому моменту уже стали понятны конкретные негативные последствия для дилеров, и убытки уже можно было посчитать. Поэтому мы использовали для оценки размеров убытков данные 2022 года в сравнении с 2021-м. И еще стало очевидно, что Renault не будет исполнять свои обязательства, не планирует в каком-то виде возвращаться в Россию, и с конца 2022 года мы собрали совместно с Ассоциацией автомобильных дилеров довольно большую группу инициативных для совместной подачи претензий в адрес Renault, далее собирали доказательства убытков с каждого дилера. Всего у нас было 22 дилерских центра, подали две претензии, две волны — в марте и в мае 2023 года, и после этого нам Renault ответила. И где-то несколько месяцев находились в достаточно плотном переговорном процессе с точки зрения обмена доказательств, документами и так далее, и к осени мы поняли, что он зашел в тупик, что юристы Renault тянут время и не занимаются обсуждением условий компенсации. И поэтому от трех первых дилерских центров инициативных обратились с иском в суд».
Директор по производству завода «Москвич» Олег Масляков рассказал и о планах предприятия на следующий год. По его словам, завод перейдет на мелкоузловую сборку автомобилей «Москвич 3» и «Москвич 6», главной задачей станет сборка машин по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов. Уровень локализации растет, отметил Масляков. Завод планирует произвести в 2024 году около 50 тысяч автомобилей и в перспективе даже наладить поставки за рубеж. Более того, могут и снизиться цены, если уровень локализации будет повышен.
С момента запуска продаж в России были проданы лишь 12 тысяч автомобилей «Москвич», и это очень скромные показатели. Марка «не взлетела» по объективным причинам, и планы на 50 тысяч автомобилей выглядят сомнительно, пока «Москвич» не нужен покупателям в таких количествах, считает главный редактор автомобильного сетевого издания Quto.ru Максим Ракитин:
— Проблема заключается во взаимоотношениях с восточным партнером. Если с той стороны все будет хорошо, если с той стороны будет понимание, что на полной сборке можно зарабатывать, тогда вся эта история вполне себе сработает. Здесь исключительно сейчас зависит от того, насколько договороспособными окажутся китайцы. Если они начнут артачиться, тогда продолжится оплеточное производство, это будет продолжаться в таком же режиме, но окраска уже началась. Окраска и локализация, процесс локализации уже идет.
— Только 12 тысяч автомобилей продали с момента запуска продаж, а собираются в 2024 году еще 50 тысяч делать.
— Спрос есть, но основная проблема «Москвича» в данном случае — это, конечно, завышенные ожидания заниженной цены со стороны потенциальных покупателей. Автомобиль получился хорошим с точки зрения потребительских свойств, но цена очень многих не устроила, все ожидали, что он будет сильно дешевле. К сожалению, ситуация эта не меняется. Сейчас показали уже «Москвич 6», он стоит почти 3 млн рублей в максимальной комплектации. Это тоже не самым лучшим образом на продажах сказывается, потому что мы, получая наш традиционный легендарный российский бренд, советский бренд, ожидали, что и цена будет к нам дружелюбна так же, как мы все время были дружелюбны к «Москвичу» как к марке. Те автомобили, которые сейчас продаются, они практически на 100% импортные. Покупаются они в валюте, логистику и все остальное закладывают [в цену], и нет никаких особых льгот для «Москвича» как для производителя. Даже 2,6 млн рублей за «Москвич» люди не готовы заплатить. И государственные закупки, и то, что продают автомобили Росгвардии или кому-то еще, это не обеспечит того уровня продаж, на который рассчитывают, наверное, на заводе.
Сейчас в линейке «Москвича» три модели — городской кроссовер «Москвич 3», электромобиль «Москвич 3е» и седан «Москвич 6». Их стоимость без учета скидок начинается от 2,2 млн рублей.