Минпромторг разработал критерии для производителей беспилотников, чтобы создать спецреестр
Отвечающий разработанным критериям производитель попадет в спецреестр, который позволит участвовать в госзаказах и получать субсидии. Насколько сложно производителям будет соответствовать этим критериям?
Читать на полной версииОбновлено в 19:05
Список раздора. Для производителей беспилотников подготовили проект реестра. Нахождение в списке позволит претендовать на субсидии и госзаказы от государства. Но попадут в реестр не все — Минпромторг обнародовал жесткие критерии отбора. И опрошенный Business FM бизнес не уверен, что он требованиям соответствует.
В России появится реестр производителей и разработчиков беспилотных летательных аппаратов. Его смысл — во внесении всех основных игроков этого молодого рынка в единый список, чтобы государство понимало, кому адресно направлять поддержку. И все это в рамках общей стратегии развития беспилотной авиации, которую недавно утвердил президент.
Минпромторг определился с критериями, основных будет три. Главное — компания должна быть российской. Второй критерий относится к разработчикам дронов — им надо будет обязательно иметь сертификат типа на беспилотный летательный аппарат. Третий критерий для производителей — они должны получать не менее 40% выручки именно от выпуска дронов. Основатель компании «Геоскан» Алексей Семенов уже не уверен, попадает ли его компания под эти требования:
Алексей Семенов основатель компании «Геоскан» «Мы на пределе, потому что у нас несколько видов деятельности: разработка и производство беспилотников, производство отдельных узлов, камер например, и предоставление услуг. Наверное, пройдем это, надо считать, но на пределе проходим. Требуется, чтобы это была российская компания, которая реально производит беспилотники, это правильный критерий, чтобы не было лишних звеньев, каких-то закупок у интеграторов, которые в свою очередь будут где-то дальше покупать, так что это, наверное, правильно. Требование, чтобы было подтверждено российское происхождение техники, точно нужно, мы всеми руками за это требование, иначе может получиться так, что бюджетные деньги будут тратиться на закупку зарубежной техники. Мы видим проблемы с другими, где деятельность компаний диверсифицирована, поэтому не будут они проходить по критерию 40%».
У бизнеса есть опасения, что самые жесткие требования — по части отдельных сертификатов или по строгому порогу выручки — исключат любую возможность для попадания в реестр хоть и диверсифицированного, но все равно очень серьезного бизнеса. Для которого выпуск дронов — не основная статься доходов, но который все равно остается крайне важным на рынке. Это, например, такие компании, как НПП «Радар ммс», «Финко», «Транспорт будущего», «Аэромакс».
Критерии в любом случае придется пересматривать, потому что рынку они не соответствуют, уверен гендиректор ассоциации AeroNext Глеб Бабинцев:
Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации AeroNext «Большинство компаний, которые работают в этой сфере, под данные критерии не попадут. Доля выручки у большинства компаний несопоставимо мала, у них основная выручка не от реализации продукции, а от реализации услуг. Сертификаты типа тоже кажутся не очень обоснованными, потому что в РФ допуск к эксплуатации осуществляется не только на основании сертификата типа, а в том числе на основании акта оценки единичного экземпляра. Логично идти в рынок именно с единичными экземплярами, чтобы наработать практику, вылечить все болячки, которые возникают у техники, подготовить нормальную документацию для подачи на сертификацию типовой конструкции. Типовая конструкция — это конструкция, которая утверждается неизменной на многие годы. Любое изменение типовой конструкции — это сложный и дорогой процесс, в который разработчику два раза заходить не захочется. Третий аспект: сегодня российское производство — это в большой степени сборка из иностранных комплектующих. Опять же, утвердив конструкцию на долгие годы из определенных иностранных компонентов, мы выстилаем дорожку для иностранных разработчиков, чтобы они шли на наш рынок. О каком импортозамещении, какой импортонезависимости можно говорить?»
Пока, по словам аналитиков, беспилотная авиация России развивается в сторону поддержки производства, проработка условий ее использования остается на втором плане. Только недавно подвижки в этом отношении пошли от Государственной транспортной лизинговой компании, которая анонсировала появление отдельного маркетплейса для дронов. Создание сопутствующей инфраструктуры, например единой диспетчерской и системы отслеживания всех беспилотников в небе, пока пробуксовывает.