Маркетплейсы предупреждают, что поправки о регулировании их деятельности могут привести к росту цен
Поправки к закону о деятельности маркетплейсов внесены в Госдуму в конце сентября и предусматривают очень подробное регулирование деятельности торговых площадок в отношении как продавцов, так и покупателей. Маркетплейсы считают, что на них пытаются взвалить обязательства, которые они нести не могут по определению. В чем суть поправок?
Читать на полной версииА маркетплейсы — против. Представители онлайн-площадок раскритиковали поправки о регулировании их деятельности, поступившие в Госдуму в конце сентября. Их принятие может привести к росту цен на товары и увеличению контрафакта, утверждают они. Нужно ли регулировать работу маркетплейсов? Business FM собрала мнения продавцов и самих площадок.
Авторы поправок хотят отрегулировать практически все в работе маркетплейсов — от взаимоотношений площадок с продавцами до защиты покупателей. В числе прочего предлагается, например, запретить блокировку доступа к личному кабинету продавца, если он грубо нарушил правила площадки. Или, например, ввести ответственность маркетплейсов за достоверность размещенной на них информации о товарах, поскольку они берут комиссии с продаж. Маркетплейсы от этого не в восторге. Но не эти пункты вызвали наибольшее возмущение представителей отрасли во время обсуждения поправок в Общественной палате. Они выступили категорически против того, чтобы менять договоры оферты с продавцами только раз в год, как написано в текущей редакции поправок.
Комментирует гендиректор «Озон холдинг» Сергей Беляков:
Сергей Беляков гендиректор «Озон холдинг» «Мы стараемся быстро подстраиваться под меняющиеся условия и вносить соответствующие изменения так, чтобы экономика партнеров, кто работает с нами, тоже не страдала. Приведу пример. Меняется ставка ЦБ, меняется стоимость денег в экономике, все это повод для того, чтобы вносить изменения в договоры, определяющие правила отношений между селлером и компанией. Если будут введены жесткие ограничения на количества изменений в договоре оферты, то это сильно ударит по этому ключевому фактору, который помогает нам быть устойчивой экономической единицей и делать сотрудничество с нами комфортными для селлеров. И тогда, конечно же, это будет провоцировать рост цен. Этого хотелось бы избежать».
Есть еще один пункт, который онлайн-площадки категорически не поддерживают. А некоторые даже утверждают, что если эта поправка будет принята, то это может похоронить саму бизнес-модель маркетплейсов. Продолжает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов:
Артем Соколов президент Ассоциации компаний интернет-торговли «Авторы предлагают обязать платформы обменивать товар, ремонтировать товар, который приобретают покупатели. Это невозможно, потому что этот товар платформе не принадлежит. В таких бизнес-моделях используются агентские схемы работы. То есть у него есть конкретный собственник, и этот продавец может являться кем угодно: и производителем, и предпринимателем, который перепродажей занимается, но именно он должен отвечать за этот товар, а не платформа как таковая. Я очень надеюсь на то, что модель маркетплейса сможет оставаться максимально гибкой, а покупатели, которые привыкли к такому ассортименту, который предлагают сейчас площадки, смогут продолжать пользоваться этим сервисом. В ином случае у нас просто этого сервиса не будет».
Продавцы, в свою очередь, считают, что регулирование работы маркетплейсов необходимо, потому что сейчас они делают что хотят и постоянно меняют правила работы. Конкретный пример — у селлера Дениса, который торгует на всех крупных площадках:
«Допустим, на Wildberries договор оферты заставляют подписывать один раз в неделю, постоянно добавляя новые штрафы, еще что-то. По сути, все идет для маркетплейса. То есть маркетплейс никогда своего не потеряет, а продавец — крутись, как хочешь. Наверное, последние два-три года так и работаем. Что бы ни вводили против маркетплейса, все это идет на продавца: хочешь — повышай цены, хочешь — меньше зарабатывай. Если оферта будет вводиться один раз в год, то, наверное, они подойдут к этому выборочно и не будут вводить какие-то дурацкие правила. А может быть, наоборот, может быть, сразу закрутят гайки так, что работать станет еще более невыгодно. Если кратко все это подытоживать, то мне кажется, для продавцов ничего не изменится. Продавец — это прокладка, все шишки у нас полетят на продавца. Если в чем-то ограничивают маркетплейс, значит, маркетплейс будет ограничивать продавца».
Взаимоотношения продавца и маркетплейса неплохо бы отрегулировать. Потому что сейчас всегда крайний — именно продавец. Вот что рассказал Business FM Григорий Розин — он торгует на Ozon торшерами ручной работы:
«Я непрофессиональный селлер, как говорят. У меня всего-навсего один товар. Я действительно самозанятый. Я действительно делаю его своими руками, мне даже ребенок помогает это делать, иногда помогает жена делать. И когда происходит ситуация, что отправляется товар, состоящий из двух деталей, действительно надежно примотанных друг к другу (все это видео снимаю, они требуют видео снимать, фото снимать — я все это делаю), а клиенту приходит только одна коробка, а вторую деталь, скорее всего, я думаю, что водители просто отрезают аккуратно, потому что им очень неудобно ее перевозить — она неправильной геометрической формы. А потом маркетплейс выжимает все соки, не хочет компенсировать, и все. Свободен, и все. Не нравится — не ешь».
Рынок маркетплейсов конкурентный, и, конечно, есть надежда, что рано или поздно он сам себя отрегулирует. Но пока не похоже, что этот процесс начался. Претензии к маркетплейсам есть не только у продавцов, но и у владельцев пунктов выдачи заказов, покупателей и надзорных органов. Например, недавно Генпрокуратура провела проверку Wildberries из-за многочисленных жалоб, после чего площадка изменила два десятка правил торговли. Но, вводя регулирование, наверное, нужно учесть мнение и самих маркетплейсов. Чтобы и в самом деле не убить их бизнес.