На российско-финской границе настала долгая зима. Комментарий Георгия Бовта
С 22 ноября Финляндия намеревается полностью закрыть КПП на границе с Россией из-за наплыва мигрантов из третьих стран. Пока речь идет о 400 гражданах Сирии, Ирака, Йемена и других южных и ближневосточных стран. Финские власти обвиняют Россию в причастности к организации этого кризиса. Как Финляндия планирует из него выйти, заблокировав границу?
Читать на полной версииРоссия глубоко сожалеет в связи с возможным решением Финляндии закрыть оставшиеся КПП на границе, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «С Финляндией у нас давние, очень добрые отношения были, прагматичные, основанные на взаимном уважении. Конечно же, мы сожалеем, что на смену этим отношениям пришла исключительно русофобская позиция, которой теперь стали придерживаться руководители этой соседней страны».
По словам Пескова, Россия вряд ли может повлиять на эту ситуацию из-за отсутствия диалога с Хельсинки. «Не мы были инициаторами сворачивания диалога», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос. Также Песков заявил, что Россия не принимает обвинения финской стороны в отношении российских пограничников, что якобы они способствуют миграционному наплыву в Финляндию, пуская мигрантов к границе и не выпуская обратно. Ранее Финляндия закрыла четыре КПП из девяти, и, по сообщениям местной прессы, власти Финляндии планируют закрыть всю границу с Россией в ночь на 22 ноября. Как и почему возникла эта ситуация?
Ситуация на границе обострилась в начале ноября на фоне заметного увеличения наплыва граждан из таких стран, как Йемен, Ирак, Сирия и Сомали, которые, выехав свободно из России, стали просить убежища в Финляндии. Газета Helsingin Sanomat (заблокирована в России) со ссылкой на очевидцев утверждает, что в России в приграничной зоне около еще открытых КПП мигрантов подвозят военными автомобилями. Ранее обвинения в якобы налаженной системе подвоза мигрантов и снабжения их средствами передвижения звучали в отношении ближайших к Санкт-Петербургу четырех КПП, которые уже финнами закрыты.
Москва отвергает обвинения. Впрочем, власти приграничного города Кандалакши теперь вынуждены организовать для застрявших мигрантов пункты обогрева и питания. Внешне это напоминает ситуацию 2021 года на белорусско-польской границе, когда поляки обвиняли президента Лукашенко в искусственной организации кризиса с мигрантами, по итогам которого количество погранпереходов было сокращено до двух — для легковых и грузовых авто отдельно — а граница с польской стороны ощетинилась стеной с колючей проволокой. Правда, масштаб происходящего на российско-финской границе меньше. Речь о примерно 400 мигрантах в течение последней недели, рост в пять-десять раз по сравнению с прежними цифрами по этому году.
После начала СВО власти Финляндии, Латвии и Эстонии свернули приграничное сотрудничество с Россией, частью которого было урегулирование ситуации с нелегалами. В сентябре прошлого года ЕС приостановил действие соглашения об упрощенном визовом режиме, которое заключалось в свое время в пакете с соглашением о реадмиссии нелегалов. Также финны перестали пускать к себе россиян по визам других шенгенских стран.
Можно было теоретически проскочить только суточным транзитом. Резко ужесточены правила выдачи финских виз, даже владение недвижимостью в стране не является поводом для их получения, как и для въезда в страну, — нужны веские основания типа неотложного ремонта. Затем запретили въезжать машинам с российскими номерами, недавно дозапрещались и до велосипедов, на которых передвигались как раз мигранты-нелегалы, приобретая их уже у границы у подсуетившихся местных продавцов.
20 октября Михаил Мишустин подписал распоряжение о прекращении действия соглашения между Россией и Финляндией о содействии приграничному сотрудничеству, подписанного в 2012 году. Формально оно прекратит действие 24 января, но на деле уже, как видим, прекратило. Финская сторона, напомним, приостановила его действие еще в 2022 году.
Российские пограничники, судя по всему, и перестали проверять у граждан третьих стран наличие оснований для въезда в Финляндию, на что формально, видимо, получили право. Однако даже полное закрытие Финляндией границы мало что даст для борьбы с нелегалами при отсутствии содействия с российской стороны. Система заграждений — условно «стена» — пока построена лишь на 200-километровом отрезке, общая же протяженность российско-финской границы 1340 километров. Там будет где просочиться нелегалам, особенно если у них будут помощники. Рано или поздно придется договариваться, но явно не сейчас.
Хельсинки использует повод для углубления разрыва с Россией, а для Москвы обеспечение свободного выезда тех, кого еще может принять Европа, — людей с европейским или двойным гражданством или ВНЖ — не является на сегодня политическим приоритетом. Как и защита интересов россиян — собственников недвижимости в Финляндии. Которые, если не обладают видом на жительство в соседней стране, даже не могут оплатить коммунальные платежи и налоги. А Хельсинки уже дал понять, что долги могут стать поводом для упрощенной конфискации имущества.
С 1994 года россияне приобрели около 6 тысяч объектов недвижимости в Финляндии. Пик интереса россиян к финской недвижимости пришелся на 2008 год. В 2020 году Минобороны получило право отказывать в сделках по соображениям безопасности гражданам не из Евросоюза. Первые три отказа россиянам были как раз в этом году. В прошлом году россияне все равно совершили около 300 покупок недвижимости, на 64% больше, чем годом ранее. Был почти повторен рекорд 2014 года в 287 сделках. Средняя цена была 64,5 тысячи евро, при этом число россиян — покупателей — резидентов Финляндии выросло с примерно половины в 2021 году до 70% в 2022-м. Теперь им придется лететь в Россию или из нее к своим финским домикам через Стамбул. Зато некоторые могут позлорадствовать по поводу сетований президента Финляндии о том, что стало невозможно депортировать лиц, ищущих убежища, которые не отвечают критериям его получения. В ближайшее время можно прогнозировать также полное закрытие границ с Россией со стороны Эстонии, Латвии и Норвегии.