IT- и медиагиганты бойкотируют Илона Маска. Тот грозит критикам «термоядерным» иском
Владелец Х ранее опубликовал в соцсети скандальный выпад в отношении евреев, а американская НКО обвинила платформу в размещении рекламы в аккаунтах неонацистов
Читать на полной версииСначала Apple и IBM, а затем и Disney, Warner Bros. Discovery, Lionsgate, Paramount и другие — о приостановке рекламы на платформе X (бывший Twitter, заблокирован в РФ) уже объявили компании с общей капитализацией чуть ли не в 4 трлн долларов.
Поводом для бойкота стала серия отчетов американской НКО Media Matters о готовности соцсети зарабатывать на ультраправых блогерах. Организация сообщила, что рекламные посты крупных компаний регулярно появляются на страницах с провокационным или откровенно нацистским контентом, то есть рекламодатели как бы платят Маску за рекламу в аккаунтах любителей Гитлера.
Лучшей защитой миллиардер счел нападение и тут же объявил о «термоядерном иске» против Media Matters. По словам Маска, организация искусственно обновляла страницы радикалов, пока там не появлялась реклама крупных компаний, а на деле большая часть размещений попадает в безобидные ленты. Опасен ли бойкот для X? Рассуждает директор Центра европейской информации доцент МГИМО Николай Топорнин:
Истоки противостояния левой общественности с Маском восходят к политике Freedom of Speech, not Reach,
В антисемитских настроениях не раз уличали и самого Маска — в частности, буквально за сутки до выхода отчета Media Matters. Миллиардер написал комментарий к посту, в котором говорилось о насаждении «еврейскими сообществами» ненависти к белым и о том, что евреи на Западе способствовали «наводнению стран меньшинствами». Реакция Маска: «Ты сказал абсолютную правду».
Правовую сторону вопроса анализирует управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву Екатерина Духина:
Екатерина Духина управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву «Компания Илона Маска является лицом частного права. Правовое регулирование их деятельности в Соединенных Штатах Америки и в Европе сводилось к минимуму, как в отношении любой иной частной компании. Возможности регулирования деятельности такого рода компаний серьезно ограничены, в том числе в силу свободы слова, которая гарантируется первой поправкой к Конституции США. Призвать кого-либо к ответственности в связи с высказываниями, которые имеют националистический характер, очень непросто. И в прецедентах, которые я в свое время читала, даже если они были связаны с каким-то вызывающим поведением и некоторые из них имели очень глубокий расистский характер, многие судьи принимали решения в пользу ответчиков, как раз с той самой первой поправкой свободы слова».
Проблема для Маска состоит в том, что судьба X будет решаться не судом, а руководством многочисленных рекламодателей соцсети. Как пишет BBC (сайт заблокирован в РФ) со ссылкой на одного из бывших акционеров Twitter, бренды были обеспокоены соседством их рекламы с постами неонацистов и до отчета Media Matters. До покупки соцсети на рекламу приходилось до 90% ее выручки, а теперь, как признал сам Маск, доходы платформы сократились вдвое. Компенсировать потери новый владелец X пытается радикальным сокращением штата компании и введением платной подписки, пока что опциональной, но в перспективе всеобщей.