Глава Минкульта РФ Ольга Любимова во время встречи с министрами культуры зарубежных стран на IX Санкт-Петербургском международном культурном форуме выдвинула идею создать конкурс «Интервидение». Ее тут же подхватил гендиректор Первого канала Константин Эрнст. Он отметил, что «в этом конкурсе не будет никаких политических ограничений и влияний», делая отсылку на скандалы на Евровидении.

Трансляцию Евровидения по очереди вели Первый канал и «Россия 1». В прошлом году оба канала объявили о выходе из Европейского вещательного союза из-за отстранения России от «Евровидения — 2022». А тут, похоже, именно «Первый» хочет «застолбить» за собой право на новый конкурс. Видимо, привлекая на его проведение бюджетное финансирование. Но продюсер Иосиф Пригожин не уверен, что это лучший путь:

Иосиф Пригожин продюсер «Любые конкурсы, фестивали должны делать не телевизионные каналы, а независимые люди, которые потом будут показывать это на телевизионных каналах. Это должно быть событие международного масштаба, а не местечкового характера, когда какой-то один канал делает. Нет, это должны на разных каналах, наверное, показывать. Дело же не в Первом канале, идея лежит на поверхности. Нам нужно делать свой конкурс, это факт, но его нужно делать международным и с хорошим призовым фондом. Первое место — 1 млн долларов, второе место — 500 тысяч долларов, третье — 250 тысяч долларов. По линии, как это в спорте происходит. Тогда это будет красиво смотреться».

Конечно, все вспоминают то самое «Интервидение» из советских времен, перед которым стояла не столько культурно-музыкальная, сколько геополитическая задача. В конкурсе участвовали исполнители из СССР, Польши, Венгрии, Чехословакии, но формат прекратил существование с распадом соцблока. Конечно, у нового конкурса будет совсем другая география, иная репутация, а еще могут возникнуть вопросы к регламенту, говорит музыкальный критик Евгений Бабичев:

Евгений Бабичев музыкальный критик «Идея, в принципе, хороша, но надо не забывать, что, во-первых, Евровидение — это уже состоявшийся бренд, который существует больше 60 лет. Сможем ли мы создать такое же смотрибельное шоу, которое в один вечер будет приковывать к экранам миллионы зрителей? Без серьезных вложений, сил и средств я не вижу в этом какого-то положительного результата. Если там будут какие-то основополагающие элементы для конкурса Евровидения, например 12-балльная система, если, например, участники будут выходить и исполнять песни по три минуты, тогда нас точно ожидают какие-то судебные разбирательства».

Пока трудно представить масштабность этого конкурса, не очень ясно, в какие страны можно было бы продавать его трансляцию. Предположениями делится музыкальный обозреватель «Московского комсомольца» Артур Гаспарян:

Артур Гаспарян музыкальный обозреватель «Московского комсомольца» «Если продавать права на трансляцию этого конкурса, как это делает Евровидение, странам-участницам — там очень сложная система. Страны участницы Евровидения платят взносы как члены Европейского вещательного союза. Чтобы конкурс продать, как вы говорите, для этого он должен прежде всего интересовать конкретных вещателей, если он будет настолько роскошным, великолепным, и на его сцене будут рождаться музыкальные проекты масштаба АBBA или Maneskin, которые будут интересны во всем мире, то, наверное, такой конкурс будут покупать телевизионные каналы. Наверное, на этом даже можно заработать. Если же этот конкурс не будет вызывать такого интереса, тогда, наверное, с продажами будут некие проблемы, и в данном случае, наверное, каким-то, как у нас любят, добровольно-принудительным порядком это будет транслироваться на каких-нибудь зависимых ресурсах и преподноситься как некое мегакультурное музыкальное мероприятие, которое будет иметь соответствующий рейтинг».

Многих также смущает противопоставление этой новой затеи конкурсу Евровидение. Эксперты говорят: если это намерение организовать что-то «в пику», то оно изначально обречено на неудачу.