Готов ли большой бизнес возвращаться в российскую юрисдикцию?
Эта тема обсуждалась на недавней встрече президента с предпринимателями. Спешит ли бизнес регистрировать свои управляющие холдинги в России и зачем это нужно государству?
Читать на полной версииПрезидент России Владимир Путин встретился с представителями крупного бизнеса. Разговор прошел в закрытом формате. По его итогам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что на встрече обсудили вопросы редомициляции (перехода в российскую юрисдикцию) и инвестиционной привлекательности страны.
По словам Пескова, большинство предпринимателей, которые говорили с Путиным 15 ноября, «так или иначе сталкивались с незаконным отношением к себе за рубежом». Сейчас, как указал представитель Кремля, активно идет процесс перевода их бизнеса в российскую юрисдикцию, «используя все доступные для этого механизмы».
Песков считает, что редомициляция и сопутствующие ей инвестиции помогут создать в стране новые рабочие места и предприятия. Надо понимать, что и доверять государство больше будет тем предпринимателям, которые предпочтут российскую регистрацию зарубежной.
Член правления РСПП Игорь Юргенс отмечает: среди крупных бизнесменов есть те, кому переход на российскую основу выгоден из-за западных санкций. Достаточно и тех, кто уже вполне приспособился к деятельности за границей даже в нынешней политэкономической обстановке:
Компании создавали юрлица за границей в том числе из-за налоговых льгот. Значительное число крупных предприятий из России по факту контролируют зарегистрированные за рубежом холдинги. В условиях санкций это, к примеру, ограничивает их в выплате дивидендов российским акционерам.
Редомициляция — перевод в другую юрисдикцию при сохранении структуры и активов — помогла бы решить эту проблему. Но это непростой процесс и юридически, и финансово. Из некоторых стран можно уйти, только заплатив «отступные». К примеру, из Нидерландов. Там среди прочих числятся Veon, X5 Group и «Яндекс».
Специалисты обращают внимание, что в первом полугодии 2023 года ни одна из торгующихся на Московской бирже иностранных компаний с российскими корнями не перешла в юрисдикцию РФ. Кто-то может надеяться на смягчение санкций, кто-то опасается, что пострадают права зарубежных акционеров.
Летом этого года Путин поручил упростить процедуру редомициляции бизнеса в случаях, когда его переезд блокируется за рубежом. Судя по последним новостям, работа по этому направлению идет.
Недавно «Коммерсантъ» писал, что правительство утвердило порядок выкупа активов у иностранных холдингов. По задумке российских властей иностранное руководство экономически значимых организаций утратит право голосовать на собраниях акционеров, получать дивиденды, распоряжаться акциями и долями. Взамен им предложат компенсацию стоимости активов или ожидание возвращения прав.
Российский адвокат, сооснователь Destra Legal Андрей Гольцблат отмечает: говорить о «принудительной редомициляции» пока нет оснований:
Если же компания останется за границей, продолжает Гольцблат, ее будут ожидать сложности с логистикой, переводом средств, выплатой дивидендов и так далее.
«Коммерсантъ» отмечает, что для бенефициаров в России меры правительства упростят редомициляцию, по сути, сведя ее к принудительному выкупу активов без серьезных международно-правовых рисков. Кстати, пока не ясно, коснется ли требование компаний, которые уже перенесли свой бизнес в так называемые дружественные страны.
Список тех самых экономически значимых организаций пока не называется. Эксперты полагают, что среди таких компаний могут быть «Русагро», ЦИАН, X5 Group, Fix Price, HeadHunter, Ozon, VK.
В начале ноября о планах редомициляции объявил HeadHunter, а уже после встречи бизнеса с президентом желание перейти в российскую юрисдикцию подтвердили в Ozon. Головная компания АО «Трансмашхолдинг», зарегистрированная на Кипре, до конца года также может сменить юрисдикцию на российскую, сообщил гендиректор холдинга.