Прокуратура потребовала приговорить журналистку Баязитову к 14 годам колонии
Женщину обвиняют в вымогательстве денег в крупном размере у высокопоставленного сотрудника Промсвязьбанка Александра Ушакова. Что говорят юристы по этому и подобным делам?
Читать на полной версииОбвинения в адрес журналистки Александры Баязитовой и пиарщицы Ольги Архаровой строятся на том, что они требовали деньги у топ-менеджера Промсвязьбанка Александра Ушакова за прекращение публикации негативной информации в телеграм-каналах. Обвинение запросило им 14 и 13 лет колонии соответственно.
Утверждается, что зимой 2022 года Баязитова, редактируя телеграм-каналы «Адские бабки» и «Финансовый караульный», заинтересовалась биографией Ушакова, узнав о том, что он был осужден в 2006 году за нелегальную банковскую деятельность и фальсификацию документов. Однако после этого судимость была погашена. В мае 2022 года, после того как информация о судимости Ушакова появилась в канале «Адские бабки», Ушаков через чат-бот канала связался с его администратором Чуриловой, а затем к общению присоединилась его помощник Марина. Администраторы телеграм-каналов Чурилова и Баязитова согласились удалить две опубликованные статьи за 70 тысяч рублей каждую и установить месячный «блок» на публикации об Ушакове еще за дополнительные 350 тысяч рублей в месяц. Всего в деле фигурирует сумма в размере 1,2 млн рублей.
Технология обвинения по этой статье отработана хорошо, утверждает управляющий партнер «Коллегии медиаюристов» Федор Кравченко:
Федор Кравченко управляющий партнер «Коллегии медиаюристов» «Важно, чтобы человек, который получает деньги, обещал удалить какую-то информацию или не распространять эту информацию. Если удается доказать, что он эти деньги получил за то, чтобы не публиковать какую-то информацию, считается, что объективная сторона доказана. Подобных дел каждый год несколько, почти во всех этих делах фигурируют материалы: либо прослушивание телефонных переговоров, либо запись. И важно, конечно, доказать, что человек не просто обсуждал возможность удаления, но и обусловливал это требованием передать ему деньги».
163 статья УК «вымогательство» была принята в 90-е годы и следует сразу за статьей «разбой». Она считается тяжелой. Максимальный предусмотренный срок по ней — 15 лет.
Адвокат Александры Баязитовой Игорь Михеев шокирован близким к максимальному сроком, которое запросило обвинение:
Игорь Михеев адвокат Александры Баязитовой «Прокурор попросил на год меньше от максимального срока, не учитывая никаких смягчающих обстоятельств. У меня вообще нет комментариев. Она, по сути, инвалид: диабет, куча генетических заболеваний. У нее мать слепая, ходит по квартире и не может без нее чашку чая найти. Получилось так, что когда она выступала и рассказывала про все свои заболевания и когда выступала ее слепая мать, был другой прокурор. Все это прошло мимо прокурора, который сегодня выступал. Может быть, это как-то повлияло».
Применение статьи о вымогательстве к журналистам давно вызывает нарекания у части юристов. Во-первых, ее часто применяют для сведения счетов, трактуя даже вполне легально полученные на счет деньги, например за рекламные услуги, как предмет вымогательства. Во-вторых, даже когда правонарушение доказано, то его часто можно квалифицировать по другим, более легким статьям. Например, принуждение к сделке. Продолжает адвокат Александр Забейда:
Баязитова свою вину не признает. Ольга Архарова признала вину частично, но потом отказалась от показаний. Оглашение приговора администраторам телеграм-канала «Адские бабки» назначено на 16:00 мск 20 ноября.