Генпрокуратура взяла на контроль ситуацию с новыми правилами утильсбора
Поводом стали обращения пострадавших покупателей автомобилей, для которых в конце октября ставка утильсбора выросла в 250 раз. Письма с подобными историями продолжают поступать и в адрес Business FM. Минпромторг пошел на контакт с пострадавшими, а в Госдуме хотят меру отложить и проработать получше
Читать на полной версииBusiness FM ранее рассказывала несколько историй пострадавших от новых правил утильсбора на автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС — Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии. Самый крупный чат пострадавших в Telegram за это время вырос втрое, почти до четырех тысяч участников. Истории у всех похожи: вместо ожидаемого сбора в 5 тысяч рублей покупатели на таможне узнали, что с них требуют больше 1 млн рублей, для некоторых это вторая стоимость автомобиля. Одни берут кредиты, чтобы выплатить неожиданный налог, другие думают, как и куда перепродать машину, третьи ждут какой-то реакции от ответственных лиц.
Вот история жительницы Донецка Златы:
«Автомобиль я приобретала в Казахстане в сентябре, Toyota RAV4 2018 года, объем — 2,5. Ставка должна была быть 5,4 тысячи рублей, заплатили сразу же 24 сентября. Есть платежка, есть назначение платежа — утильсбор. У нас российские паспорта, мы их только получаем, у всех нас проблемы с пропиской: у кого-то есть прописка, у кого-то нет. У нас просто это занимает время. Чтобы поставить прописку в паспорт, я сдаю паспорт на месяц, то есть мы заплатили. И брокер говорит: «Делайте прописку. Сделаете — пришлете на электронку паспорт уже с пропиской». Вот и ждала. Пока мне выдавали паспорт, уже повысился утильсбор до 1,3 млн рублей, хотя мой автомобиль был ввезен еще в сентябре, то есть до вступления в силу этого закона. Машина старше пяти лет, такой утильсбор, мне кажется, очень завышен. Автомобиль стоит в Донецке на стоянке. Я не знаю, что мне делать. Я уже плачу двое суток, я начала пить успокоительные. Я не знаю, что делать».
Проблемы возникли из-за одной поправки к постановлению правительства об утильсборе, из-за которой машины, ввезенные и растаможенные через юрлиц, стали облагаться утильсбором по коммерческой ставке. Если машина приобреталась у физлица, ставка остается прежней: от 3 тысяч до 5 тысяч рублей. Однако несколько тысяч человек попали в ловушку. Не получилось не просто сэкономить, а требуют платить на миллион больше.
Ждать какой-то внятной реакции на обращения пострадавшим пришлось две недели. На многочисленные запросы Business FM в Минпромторге подтверждали, что именно так новые правила утильсбора и работают, однако не упоминали, собираются ли выходить с инициативой о корректировке скандальной меры. Позднее ведомство заявило, что готово совместно с ФТС рассмотреть обращения граждан, и напомнило, что к жалобе надо прикладывать полные данные о том, как именно автомобиль был ввезен в Россию. Затем Генпрокуратура сообщила, что берет на контроль ситуацию с утильсбором.
Последовали реакции и из Госдумы. Председатель комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов предлагает перенести введение новых правил утильсбора, чтобы пострадавшие смогли закрыть сделки по старым ставкам:
Ярослав Нилов председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов «Я, получая кучу писем, направил соответствующее обращение в правительство. Знаю, что теперь этим вопросом занимается Генпрокуратура, у меня был разговор со спецкомитетом по транспорту, который разделяет обеспокоенность и тоже принимает меры совещательного характера, ведя диалог с правительством. Считаю, что законопослушные люди не должны пострадать. То, что есть проявления коррупции или попытки ухода от уплаты налогов, не значит, что надо всех грести под одну гребенку и наказывать. Во-первых, необходимо людей проинформировать, далее посмотреть последствия, скорректировать норму постановления, чтобы четко была прописана понятная процедура при обращении физлица к юридическому лицу за процедурами, связанными с оформлением, какой в данном случае утилизационный сбор. И, конечно, недопустимо, когда задним числом определяются размеры, а людей оставляют у разбитого корыта, говоря о том, что утильсбор выше стоимости машины, привезенной для личных целей. Я предложил перенести срок вступления постановления на 1 января».
Business FM направила новый запрос в Минпромторг за более четкими разъяснениями позиции ведомства. Главная претензия у пострадавших даже не в том, что заставляют платить миллион сверху, а в том, что не предупредили хотя бы за месяц. Тогда многие просто не купили бы машину. Ведь правила ввели буквально за десять дней. Хотя другое крупное нововведение — повышение ставок утильсбора — обсуждали чуть ли не год на всех уровнях.