Си Цзиньпин и Джо Байден встретятся на саммите АТЭС
Основная часть мероприятия начнется в среду, 15 ноября, в Сан-Франциско. Американские СМИ пишут, что на переговоры выделено четыре часа. Каковы надежды и опасения участников и наблюдателей?
Читать на полной версииВстреча Джо Байдена и Си Цзиньпина на полях саммита АТЭС может стать «последним шансом на стабилизацию отношений Китая и США», говорится в колонке на CNBC. Американская сторона в преддверии саммита декларировала интересующую ее повестку достаточно широко.
Как пишет The New York Times, Вашингтон надеется возобновить военные контакты с Пекином, разорванные после визита на Тайвань высокопоставленного демократа Нэнси Пелоси, а Байден наверняка подтвердит приверженность США «политике одного Китая», но также и предостережет Си от вмешательства в президентские выборы на острове, запланированные на январь.
Позиция Китая заявлена менее подробно, но в прошлом месяце Си на встрече с делегацией американских конгрессменов высказался о «тысяче причин улучшать отношения с США и отсутствии причин их ухудшать». Обе стороны также говорят об экономических интересах — как подчеркнула в преддверии встречи министр торговли США Джина Раймондо, 99% из
Вот что об интересах КНР говорит руководитель Центра
Александр Ломанов руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН «Привлечение западного и в особенности американского бизнеса является одной из задач, но всего лишь одной из многих и никак не самой главной. Си Цзиньпин и китайское руководство в целом отдают себе отчет в том, что в условиях разрастающегося соперничества между двумя странами позитивный эффект этих иностранных инвестиций будет просто нивелирован теми мерами, которые сейчас США принимают против Китая. Для Китая крайне некомфортна и непонятна новая модель взаимодействия, которую ему навязывают США. Это сочетание соперничества, конфронтации и сотрудничества, это идея, что нужно сотрудничать там, где это выгодно Америке, и ограничивать Китай там, где это, опять-таки, выгодно Америке. Но подобные правила игры Китаю, во-первых, непонятны, а во-вторых, если их понимать буквально, они абсолютно неприемлемы. Поэтому, на мой взгляд, на первом месте — определение правил игры в целом и создание хотя бы минимальных условий для того, чтобы прекратить дальнейшую деградацию двусторонних отношений. Уже об улучшении, о каком-то значительном прорыве в экономическом сотрудничестве, в любых других областях речи просто не идет».
Несмотря на американские санкции, Китай всеми силами сигнализирует открытость для иностранного бизнеса. После саммита у Си запланирован банкет с участием западных бизнесменов, в том числе миллиардера Илона Маска и главы Citigroup Джейн Фрейзер. Bloomberg видит в этом «осторожные признаки потепления» между Вашингтоном и Пекином. Как отмечает BBC (сайт заблокирован в РФ), в третьем квартале Китай отчитался об оттоке иностранных инвестиций в размере почти 12 млрд долларов, это рекордный показатель за 25 лет статистики.
По мнению аналитиков, западные гиганты не готовы отказываться от китайского рынка, но «пересматривают подход к новым инвестициям». Наконец, ни один саммит такого уровня не может пройти без обсуждения
О том, в каком ключе будет обсуждаться тема, рассуждает директор Центра европейской информации, доцент МГИМО Николай Топорнин:
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Все прекрасно знают, и американцы в том числе, что Китай не присоединился ни к каким санкциям против России, а наоборот, в какой-то степени даже расширяет сотрудничество. Мы знаем, что на сегодняшний день он является, наверное, главным приобретателем российской нефти, и в первую очередь российского газа. И все знают отношения между Си Цзиньпином и Владимиром Путиным. То есть все видят, что идет процесс сближения России и Китая, для России это важно, имея в виду конфликт с Украиной и соответствующую поддержку Западом Украины. Для Китая важно, что он за счет России, в общем-то, обретает источник достаточно дешевых энергоносителей, что позволит придать ускорение его экономике. И плюс идея Шелкового пути через Россию, они предполагают скоростную магистраль. То есть проекты на самом деле есть, да и Россия все больше и больше привлекает Китай инфраструктурными проектами на своей территории. Конечно, Америке это не нравится, они видят в этом угрозу».
Саммит