Готовивший вместе с сообщниками покушение на Соловьева планировал покончить с собой
Об этом заявила покурор на заседании Второго Западного окружного военного суда, который начал рассматривать дело 43-летнего Василия Стрижакова. У фигуранта нашли психическое расстройство. Поэтому следствие просит направить его на принудительное лечение
Читать на полной версииОбновлено в 18:25
Москвич Василий Стрижаков не признал вину в подготовке покушения на жизнь телеведущего Владимира Соловьева. Об этом, как передает корреспондент Business FM, он заявил на заседании Второго Западного окружного военного суда, куда поступило его дело о направлении на принудительное лечение.
Слушание, назначенное на 10:00 мск, стартовало с трехчасовой задержкой из-за того, что запоздала доставка 43-летнего подсудимого. В суд приехала его мать — законный представитель. Она села рядом с адвокатом. Потерпевшего Соловьева вызвали в суд, однако на заседание не прибыл, хотя о слушании его уведомили надлежащим образом, сообщил секретарь суда. По его словам, позицию потерпевшего изложит адвокат Виктория Каратаева в ходе прений сторон.
После того как прокурор Милана Дигаева, известная по целому ряду громких дел (например, экс-полковника МВД Дмитрия Захарченко. — Business FM), огласила фабулу обвинительного заключения, в которой говорилось, что подсудимый совершил все действия в невменяемом состоянии, его спросили, признает ли он вину. «Я не знаю, оружие дома хранилось, хотя и втемную», — сказал он. «Вменяемые обстоятельства вам понятны?» — задал другой вопрос судья. «Да. Виновным себя не признаю», — ответил Стрижаков.
Ранее в суд поступило ходатайство следствия о применении к Стрижакову мер медицинского характера, то есть принудительного лечения. Проведенная на следствии экспертиза констатировала у мужчины психическое заболевание, его признали невменяемым.
Стрижаков — первый из представших перед судом по громкому делу. Всего за подготовку покушения на телеведущего Владимира Соловьева летом 2022 года задержали восемь фигурантов: Василия Стрижакова, Владимира Степанова, Владимира Белякова, Андрея Пронского, Тимофея Мокия, Максима Дружинина, Андрея Волкова и Дениса Абрарова. Все они арестованы. СМИ со ссылкой на ФСБ сообщали, что задержанные состояли в запрещенной в РФ и признанной террористической неонацистской группировке National Socialism / White Power (NSWP — «Национал-социализм / Белая сила, власть»). Они планировали подорвать Соловьева в его машине, а позже скрыться на территории Украины: при задержании у подозреваемых нашли самодельное взрывное устройство, самодельные зажигательные устройства, оружие, патроны, наркотики*, а также поддельные украинские паспорта и националистическую литературу. Они уже изготовили взрывное устройство, но не успели установить его на машину тележурналиста: их действия пресекли правоохранители.
В суде прокурор сообщила, что фигуранты дела собирались в случае обнаружения покончить с собой. Однако этого не случилось. По данным ФСБ, преступление планировалось по заказу Службы безопасности Украины.
Стрижакову вменили незаконный оборот оружия (ч. 2 ст. 222 УК РФ), незаконное изготовление оружия (ч. 3 ст. 223), незаконный оборот взрывчатых веществ (ч. 4 ст. 222.1 УК РФ), незаконное изготовление взрывчатых веществ (ч. 3 ст. 223.1 УК РФ), участие в террористической организации (ч. 2 ст. 205.5), приготовление к убийству лица в связи с осуществлением служебной деятельности, общеопасным способом, группой лиц из корыстных побуждений (ч. 1 ст. 30, ст. 105 УК РФ). По совокупности совершенных преступлений (только за участие в террористической организации закон предусматривает от десяти до 20 лет заключения) ему грозит длительный срок. Однако если суд направит фигуранта на принудительное лечение, от уголовной ответственности его освободят.
После задержания Стрижаков не признавал свою вину и заявил, что не планировал преступление. Он инвалид второй группы, у него на иждивении дочь. В ходе ареста 25 апреле 2022 года сообщалось, что Стрижаков ранее дважды привлекался к уголовной ответственности — за незаконный оборот наркотиков и покушение на убийство. Однако оба раза отделывался принудительным лечением.
Большинство других подследственных, за исключением жителя Подмосковья Максима Дружинина, ранее также были судимы. Так, обвиняемые Степанов и Беляков в 2012 году по приговору Мосгорсуда получили восемь и десять лет лишения свободы за убийства и покушения на убийство на почве межнациональной ненависти в составе группировки скинхедов. Оба освободились по УДО.
Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин сообщал, что задержанные за подготовку покушения на журналиста Владимира Соловьева совершили четыре теракта в нескольких регионах России. Они поджигали военные комиссариаты, «уничтожили четыре машины» и один дом.
На процессе в понедельник в качестве свидетелей суд допросил двух человек из числа предполгаемых подельников Стрижакова. Первым показания дал проживавший в подмосковном Хотькове и работавший маляром в РДЖ Максим Дружинин. Он рассказал, что заказ на совершение преступления поступил от некоего Артема Дериглазова (пожизненно осужден на Украине на убийство сотрудника полиции — Business FM), который, несмотря на полученный срок, согласно показанием свидетелей, общался в мессенджере Telegram с Андреем Пронским, лидером созданной осенью 2021 года ячейки неонацистской группировки National Socialism / White Power (NSWP). С последним, как пояснил Дружинин, он познакомился том же году на шашлыках. Пронин и подобрал соучастников, готовивших покушение на Соловьева.
По данным СМИ, лидер ячейки NSWP ранее не раз привлекался у уголовной ответственности убийство, совершенное по мотивам национальной ненависти, надругательство над телами умерших и возбуждение национальной ненависти, но Красногорский горсуд Подмосковья в 2016 году отправил его в психиатрический стационар на лечение в связи с диагнозом «параноидальная шизофрения непрерывного типа течения».
«Мне известно, что ребята — Пронский, Беляков, Степанов и Мокий — планировали это сделать в связи с его профессиональной деятельностью, в связи с тем, что он (Соловьев) активно поддерживал начало СВО», — так объяснил Дружинин мотивы действия соучастников. По его словам, конкретно ему за совершение преступления предложили 1 млн рублей, украинский паспорт и жилье на Украине когда все будет исполнено. Однако в итоге он ни копейки не получил.
В связи с тем, что Дружинин на многие вопросы участников процесса ответить не смог, гособвинитель зачитала его показания, которые он давал на следствии. Тогда фигурант рассказал, что убить журналиста сообщники планировали, либо установив бомбу под днище его автомобиля, «либо заказать ему доставщика пиццы в «Яндекс.Такси» в ВГТРК или к ресторану, где он мог оказаться». Перед покушением фигуранты в качестве отвлекающего маневра планировали закидать коктейлями Молотова автомобиль полиции в другом районе Москвы.
Следующий свидетель — безработный 25-летний житель Тольятти Денис Абраров о роли Василия Стрижакова в подготовке покушения на Владимира Соловьева рассказать ничего не смог: на вопрос адвоката подсудимого Леонида Муратова о том, есть ли у него данных об участии его подзащитного в деятельности NSWP и подготовки покушения на Соловьева ответил, что ничего об этом не знает.
«Вся NSWP вообще строится на двух шизофрениках, что подтверждено», — заявил Абраров, по всей видимости имея в виду Андрея Пронского и Тимофея Мокия.
Ранее он рассказал, как по поручению Пронского вместе с другим обвиняемым гражданином Украины Тимофеем Мокием в конце мая 2022 года совершил из хулиганских побуждений и снял на камеру поджог здания военкомата в Ясногорске Тульской области. «Цель была не военкомат, а склады. Чисто заработок и хулиганство», — сказал Абраров, добавив, что обещанные за совершение этой акции 1 тысяч долларов они так и не получили.
Что же качается лидера NSWP Андрея Пронского, то ранее обвиняли в покушении на убийство в Подмосковье, но в итоге освободили от уголовной ответственности в связи с наличием психического заболевания. В момент задержания Пронский находился под домашним арестом по делу о хулиганстве (ст. 213 УК), связанном с разборками футбольных фанатов. Тимирязевский суд Москвы 5 октября 2022 года направил его в рамках этого дела на принудительное лечение в психиатрический стационар.
Ожидалось, что 13 ноября свидетельские показания в суде даст еще один фигурант Андрей Волков. Однако, несмотря на то что его доставили в суд, его адвокат не дождался начала заседания. В итоге допросить фигуранта не смогли, а прокурор приступила к оглашению показаний свидетелей, которые содержатся в материалах дела.
Из озвученных показаний девушки Андрея Пронского следовало, что Пронский и Мокий познакомились в психиатрической больнице. Причем последний часто употреблял наркотики, что вызвало неудовольствие Пронского. По словам свидетельницы, «платежи Пронскому (за совершенные им акции, в частности поджоги военкоматов) были из Украины». «Я подозреваю от СБУ», — предположила она.
Поскольку адвокат Стрижакова оказался занят в другом процессе, заседание прервали. Комментируя дело, адвокат подсудимого Леонид Муратов заявил, что считает вину своего подзащитного недоказанной.
«Он не участвовал в деятельности NSWP и не готовил убийство Соловьева. Люди, которым он сдал комнату, оставили в ней сумки с оружием и боеприпасами, а он даже не знал, что в них», — сказал адвокат. Аналогичную позицию высказала и мать подсудимого. Она рассказала Business FM, что в то время она заболела ковидом. Чтобы не заразить сына, она попросила его уехать из дома и пожить несколько дней в семейной квартире в Зюзине. «Пронский попросил, чтобы у него три дня пожил Беляков», — сказала женщина. Процесс продолжится 14 ноября.
* Распространение, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотиков, а также их употребление на территории РФ преследуются по закону. Business FM не поддерживает и не пропагандирует никакие из перечисленных деяний.