40% медицинского спирта в России может идти на производство алкогольных напитков, пишет РБК, ссылаясь на данные ФСБ и ФНС. Ведомства с начала года наблюдали за рынком алкоголя в стране и выявили несколько нелегальных схем. Они помогают производителям избежать акциза. Эффективны ли текущие методы борьбы с нелегальным алкоголем?

Как отмечает издание, налоговая служба сравнила объемы изначального сырья и готовой продукции, а также проследила за движением средств. Нашли «разрыв цепочки», после которого очень большие объемы спирта уходят в неизвестном направлении.

Дальнейшая проверка показала: с 2020 года по первую половину 2023-го спирта для производства задекларировали 47 млн декалитров. Более 11 млн декалитров ушло в тень. В том числе 42% медицинского спирта: 7,5 млн декалитров из 18. Медицинский спирт не облагается акцизом. В то время как для пищевого он составляет 613 рублей за литр.

Проблема существует давно. Как отмечают наблюдатели, многие россияне даже перестали варить самогон, так как проще купить канистру медицинского спирта и разбавить ее на свой вкус. О масштабах проблемы рассуждает гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский:

Максим Черниговский гендиректор некоммерческого партнерства «Клуб профессионалов алкогольного рынка» «По данным Росалкогольрегулирования, объем нелегального рынка спиртосодержащей продукции в России только в сегменте крепкого алкоголя достигает 26%. Если у нас объем производства только водки в России порядка 800 млн литров в год, путем простого расчета мы понимаем, что около 200 млн литров этой крепкой алкогольной продукции нелегальной природы попадает в систему розничной онлайн- и офлайн-торговли».

По мнению Черниговского, чтобы исправить ситуацию, при обороте медицинского спирта нужно ввести те же правила, что и в случае этилового, включая ЕГАИС.

Одна из нелегальных схем была такой, рассказывает РБК: оптовики с лицензией закупали у производителей медспирт канистрами по 5-20 литров. Оплачивали лишь малую часть, копились долги. Большая часть формально так и оставалась неоплаченной и на бумаге хранилась у покупателя. На деле, скорее всего, оплата проходила за наличные и нигде не фиксировалась. А сырье уходило на производство напитков.

Издание пишет, что хоть компании-покупатели и были с лицензией, фактически они не занимались предпринимательством, а создавались только для «серых» схем закупок. Потом их ликвидировали, и неучтенный спирт «забывался».

По другой схеме компании, которые выпускают парфюмерию, косметику и бытовую химию, завышали на бумаге показатели. Оставшееся сырье шло в нелегальный оборот. Площадки по выводу спирта в тень находились в Москве, Московской, Самарской, Нижегородской областях и других регионах, отмечает РБК.

Комментирует президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев:

Игорь Косарев президент Союза производителей алкогольной продукции «Это организует канал, в котором фигурирует неконтролируемый спирт, и определить, какой он — этиловый, метиловый, — невозможно. Каждый год в стране гибнет больше тысячи человек, отравившись метиловым спиртом. Хотя эта цифра Минздрава, я считаю, что она гораздо выше, потому что идентифицировать отравление и смерть человека от метанола можно, только если родственники заказывают вскрытие. Я думаю, что ситуация не изменится до тех пор, пока медицинский спирт будет фигурировать на рынке вместе с этиловым по цене в десять раз ниже. Все определяется экономически. Если на любой спирт будет введен одинаковый акциз, а медицинские предприятия будут получать компенсацию от Минфина для того, чтобы лекарства не подорожали, это можно преодолеть».

В пятницу стало известно об обысках в крупных компаниях — производителях медицинского спирта. Как пишет РБК со ссылкой на источники, ФСБ пришла в офисы компаний «Брынцалов — А», «Росбио» и «Флора Кавказа».

Также сообщается, что силовики проводят оперативные мероприятия у основных оптовиков, которые, по данным правоохранительных органов, закупают и реализуют медицинский и пищевой спирт в нелегальный оборот. Обыски идут Москве, Санкт-Петербурге, Подмосковье, Тульской области, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и других регионах.