Фэшн-бренды под угрозой из-за протестов в Бангладеш
Работники текстильной промышленности добиваются повышения минимальной зарплаты, в столкновениях с полицией погибли не менее трех человек. Как пишет CNN, нарушение поставок может ударить по мировой фэшн-индустрии
Читать на полной версииБангладеш, вторая страна мира по объему экспорта готовой одежды на мировые рынки, практически остановила производство текстиля. Уже две недели работники главной для Бангладеш сферы экономики выходят на улицы с требованиями о повышении минимальной зарплаты с трагических 95 долларов в месяц до всего лишь печальных 208 долларов.
Число жертв разнится — есть сообщения о трех погибших протестующих, об убитом полицейском и об одном из работников текстильной фабрики, который не смог выбраться из здания, когда его подожгли протестующие. МРОТ в Бангладеш индексируется раз в пять лет, а с учетом взлетевшей инфляции таких зарплат едва хватает даже на еду.
Об отношении к происходящему Al Jazeera спросила представителей трех сторон противостояния.
Работница текстильной фабрики:
«Повседневные товары так подорожали, что выживать с нашими зарплатами непросто. Вплоть до того, что приходится выбирать, что купить — либо рис, либо соль к рису. Нам нужно повышение зарплаты».
Представитель Центра солидарности трудящихся Бангладеш:
«Со времен ковида цены на товары первой необходимости взлетели, а зарплаты не растут. А за последние полтора года из-за российско-украинского конфликта стоимость жизни еще больше выросла. Особенно по сравнению с покупательной способностью работников».
Президент бангладешской Ассоциации производителей и экспортеров одежды Фарук Хассан:
«Мы призываем закупщиков покупать нашу продукцию дороже, чтобы мы могли больше платить работникам. Ответственность также лежит на закупщиках, потому что мы должны гарантировать им качество товара».
Как указывает CNN, от подрядчиков из Бангладеш зависит целый ряд мировых фэшн-брендов, в том числе H&M, Zara и Levi’s. Ряд компаний уже призвали страну пойти навстречу работникам и выразили готовность взять на себя дополнительные расходы производителей.
Пока бангладешские власти ограничились повышением МРОТ до 113 долларов, на 20%, что едва ли успокоит большинство бастующих. На вопрос Reuters о том, скажется ли подорожание труда на потребительских ценах на фаст-фэшн, представитель Американской ассоциации одежды и обуви ответил кратко: «Однозначно». О главных составляющих себестоимости фаст-фэшн рассказывает гендиректор группы компаний «Русит» Дмитрий Филиппов:
Дмитрий Филиппов гендиректор группы компаний «Русит» «Это прежде всего затраты на рекламу, затраты на содержание бутиков, это содержание конструкторского бюро, это содержание дизайнеров и так далее. Сама стоимость швейной продукции, я думаю, в общей продажной стоимости не превышает 10%. На продажную цену закупочная цена, наверное, практически не влияет. Влияет в первую очередь спрос. На сегодняшний день в Европе покупательная способность очень резко упала. Мне это говорят коллеги, которые работают с Европой. Буквально вчера разговаривал с текстильщиками, которые поставляли в Европу очень высококачественное сырье — овечий и верблюжий пух. И они говорят: «Сейчас у нас практически не покупают. Не покупают не потому, что они из России, а потому, что покупательная способность в Европе резко упала».
Профсоюзы Бангладеш отвергли предложение властей по МРОТ и будут добиваться выполнения всех своих требований. Интенсивность столкновений с полицией пока только усиливается. По словам корреспондента Al Jazeera, на этой неделе полиция открыла огонь в сторону толпы протестующих, в результате чего один человек погиб на пути в госпиталь. В январе в Бангладеш должны пройти парламентские выборы, и даже до протестов Bangladesh Economic Association прогнозировала правящей партии потерю большинства в парламенте.
Протесты в Бангладеш. Фотогалерея BFM.ru: