Евродепутаты попросили не забирать у граждан РФ машины и при этом ужесточить антироссийские санкции
В вышедшей резолюции Европарламента указывается, что конфискация личных вещей граждан РФ на европейских таможнях дискредитирует саму цель санкций. Поможет ли этот имеющий статус рекомендации документ вернуть россиянам уже изъятые автомобили?
Читать на полной версииЕвропарламент призвал не забирать у россиян машины и личные вещи. Но в то же время в своей резолюции евродепутаты требуют от Еврокомиссии ужесточить санкции в отношении России. Конфискация личных вещей, по их мнению, дискредитирует цель санкционного режима. Поможет ли это требование россиянам, у которых уже забрали автомобили?
В начале осени Еврокомиссия сделала разъяснение, из которого следовало: россиянам запрещено въезжать в ЕС на личном транспорте, а также со смартфонами и даже со своей косметикой. Потом в Брюсселе выпустили еще несколько уточнений. Их некоторые страны Европы трактуют примерно так: зарегистрированным в России авто въезд в Евросоюз запрещен. А кое-где машины грозились конфисковывать прямо на границе.
То есть все граничащие с Россией государства Шенгенской зоны запретили приезжать к ним и находиться внутри на российских номерах: страны Балтии, Польша, Финляндия, Норвегия. К ним присоединилась и Болгария.
А первой начала Германия, хотя у нее и нет сухопутной границы с РФ. В июне Business FM рассказывала, как арестовывают машины россиян в ФРГ. Случаев было более десятка.
Герою июньского материала Андрею машину так и не вернули, как и десяткам других граждан России. Продолжаются судебные разбирательства. Рассказывает Андрей (имя изменено):
«Можно сделать вывод, что все это сильно политизировано и пока решения какого-то общего не будет, машину ни мне, ни всем остальным никто не отдаст. Была ситуация: одним людям прокурор предложил заплатить 10 тысяч евро — якобы штраф за нерастаможку автомобиля. Хотя они не должны были его растаможивать, потому что они въезжали как туристы. Плюс 5 тысяч евро прокурор попросил перечислить в детский благотворительный фонд: «Если вы это выполните, мы вам машину отдадим». Естественно, люди не согласились на такие условия».
Не совсем ясно, как такие требования связаны с приписываемым нарушением санкционного режима. Летом мало кто понимал, на каких основаниях машины конфискуют. Местные власти ссылались на санкционные нормативы аж 2014 года. Позже Еврокомиссия подтвердила: да, по ним можно забирать чуть ли не средства личной гигиены и одежду, а не только авто — каждая страна ЕС вольна трактовать нормы по-своему. Правда, о каком-то систематическом изъятии вещей сообщений не было. Вернуть автомобиль удалось только одному россиянину: решающим фактором стал германский ВНЖ.
Резолюция Европарламента ни к чему не обязывает официальный Брюссель. И даже в суде россиянам особенно нет смысла к ней апеллировать, считает адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:
В той же резолюции Европарламент призывает расширить санкции, включив в них российскую алмазную отрасль, все крупные нефтяные компании и Газпромбанк. Евродепутаты требуют от Еврокомиссии работать над снижением цен на российскую нефть и препятствовать попаданию в ЕС топлива и алюминия из России.
В Еврокомиссии отказались дать РИА Новости комментарий, последует ли пересмотр запрета на личный автотранспорт россиян после призыва Европарламента.