Покупатели автомобилей на зарубежных рынках возмущены новыми правилами утильсбора
В постановление недавно внесли изменения, и некоторым вместо 5 тысяч рублей надо теперь заплатить больше 1 млн рублей. С одной такой историей к Business FM обратился слушатель. Он жалуется, что размер утильсбора теперь сопоставим со стоимостью самого автомобиля
Читать на полной версииВ редакцию Business FM обратился покупатель автомобиля Антон и пожаловался на огромный утильсбор, который с него потребовали российские таможенные органы. Машину он приобрел у автодилера-посредника из Армении. Компания выкупила автомобиль на аукционе в США, привезла в Армению и растаможила. Антону оставалось перевезти машину в Россию. Она 2018 года выпуска, двигатель объемом 2,5 литра, утильсбор как с физлица должен был составить 5200 рублей. И тут подоспели поправки в постановление правительства, вступившие в силу 29 октября. И с физлица потребовали утильсбор как с лица юридического, рассказывает Антон:
«В какой-то момент я случайно узнаю об этом постановлении. О нем не было никакой информации толком, то есть что это постановление вообще существовало. Изначально я должен был заплатить утилизационный сбор 5 тысяч рублей с чем-то, а сейчас я должен заплатить 1,27 млн рублей. Колоссальная сумма при условии, что я машину приобрел за такие деньги. Постановление, о котором никто ничего не разглашал, еще и составлено очень своеобразно. То есть получается, что машины, которые были растаможены в странах ЕАЭС, практически все растаможены под юрлицо, а в данном постановлении прописано, что если машина проходила как раз эту растаможку в странах ЕАЭС, даже если ты привез машину для себя или для перепродажи (не имеет никакого значения), ты обязан заплатить утилизационный сбор согласно коммерческой ставке».
Пункты постановления, о которых говорил Антон, действительно недавно изменились. Появилось упоминание, что если в растаможке и ввозе автомобиля участвовало юрлицо, такая машина будет облагаться полным утильсбором. То есть ситуация с машиной, ввезенной в Армению из США именно компанией, а не физлицом, как раз подпадает под новые правила. Те же нормы, получается, теперь действуют для рынков Казахстана, Белоруссии и Киргизии.
Не секрет, что в странах ЕАЭС действуют пониженные таможенные пошлины, и многие посредники предлагали относительно дешевые автомобили. Спрос со стороны российских граждан рос, все пытались сэкономить. Таможня решила лазейку прикрыть, но только в отношении юрлиц. Для обычных граждан, ввозящих авто для личного пользования, которое растаможено другим физлицом, ничего не меняется. Главное, чтобы авто не проходило растаможку через юрлицо. И даже в таком случае, чтобы утильсбор вдруг не вырос, надо помнить о нескольких условиях, напоминает юрист практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Гутарова:
Екатерина Гутарова юрист практики «Интеллектуальное право. Трудовые отношения и споры» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» «Автомобиль должен оформляться по пассажирской декларации, а не по декларации на товары, как в случае, если его ввозят автодилеры. При оформлении физическое лицо должно указать, что цель ввоза — «личное пользование». Затем в течение 12 месяцев с момента оформления он должен поставить данное транспортное средство на учет на себя. Также установлено ограничение, что в течение этих 12 месяцев нельзя данное транспортное средство перепродавать. Если одно из этих условий не будет соблюдено либо будет нарушено в течение 12 месяцев, возникнет обязанность по уплате коммерческого утилизационного сбора».
Также, если физлицо захочет ввезти второй автомобиль в течение года, таможней он тоже не будет признаваться «личным пользованием». А значит, к нему будут применяться повышенные ставки утильсбора. И, конечно, надо помнить, что любое решение таможни можно обжаловать, если вы с ним не согласны, в вышестоящем органе, либо уже потом в суде. Возмущенные покупатели просят таможенные органы хотя бы ввести мораторий на 30 дней на исполнение новых правил, чтобы закрыть старые сделки. У Антона, например, машина так и застряла в Армении: денег на утильсбор у него нет.
Business FM направила запрос в Федеральную таможенную службу, там его перенаправили в Минпромторг. В ведомстве лишь подтвердили, что правила утильсбора действительно изменились 17 октября, а десять дней спустя вступили в силу.