Мнимое число: нужен ли России официальный ориентир по уровню безработицы? Комментарий Семена Новопрудского
Российские чиновники подают как одно из главных достижений экономической политики исторический минимум официальной безработицы. Но по факту этот показатель не определяет качество экономического развития государства и состояние рынка труда в современном мире, считает колумнист
Читать на полной версииПервый вице-премьер Андрей Белоусов на марафоне общества «Знание» на выставке «Россия» заявил, что нынешний уровень безработицы в стране — 3-4% трудоспособного населения — является «привычным» и «социально допустимым». По его словам, на таком уровне «надо закрепиться».
По данным Росстата, в июле 2023 года безработица в России оказалась на историческом минимуме в размере 3% трудоспособного населения. И с тех пор продолжает оставаться примерно на таком уровне. Численность безработных, соответствующих критериям Международной организации труда (МОТ), в июле составляла в России 2,3 млн человек, а до этого не превышала 2,4-2,5 млн. Безработными, по методике МОТ, считаются люди, которые не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в течение обследуемой недели. При этом на бирже труда в России зарегистрировано не более 0,7% трудоспособного населения.
К официальной статистике безработицы в России всегда были вопросы, по крайней мере по двум причинам. Во-первых, по-прежнему значителен теневой рынок труда. Из-за этого не поддается точному подсчету количество людей, которые не фигурируют ни в каком качестве на рынке труда, но находятся в трудоспособном возрасте. Во-вторых, в России традиционно очень распространена частичная, неполная занятость и жизнь на разовые подработки без постоянной работы, которая зачастую очень похожа на «мерцающую» безработицу.
Тем не менее нет сомнений в том, что уровень официальной безработицы в стране действительно стал падать с 2022 года по понятным причинам — из-за отъезда значительного числа трудоспособных граждан на фоне СВО и оттока части трудовых мигрантов при продолжающемся общем старении населения. Тренд, при котором по демографическим причинам количество россиян, выходящих на пенсию по возрасту, будет превышать число молодых людей, выходящих на рынок труда, неизбежен как минимум все нынешнее десятилетие. Все эти факторы способствуют уменьшению безработицы.
Но является ли уровень безработицы критически важным показателем экономического развития страны? Сам по себе — безусловно, нет. Например, если брать две самые крупные экономики мира — США и Китай, — там официальная безработица выше российской: 3,9% и 5% соответственно. В очевидно более экономически развитых, чем Россия, Швейцарии и Японии безработица ниже российской: 2% и 2,6% соответственно. Но она ниже российской (2,6%) и в гораздо более бедной, чем Россия, Мексике.
Если смотреть статистику по континентам, в самой экономически развитой европейской стране — Германии — безработица (5,8%) существенно выше, чем в нищей Молдавии (3,8%). В Азии в богатой Саудовской Аравии (4,9%) намного больше, чем в очень небогатой Камбодже (0,36%). На Американском континенте в нищих Боливии и Кубе доля официально безработных (по 2,8%) ниже, чем в тех же США (3,9%) и Канаде (5,7%).
Также нет прямой зависимости между уровнем безработицы и экономическим ростом. При рекордном для современной России росте экономики на 6-8% в год в 2006-2008 годах доля безработных была вдвое больше нынешней и составляла 6-7% трудоспособного населения.
Так что сам по себе показатель безработицы с точки зрения оценки качества жизни и уровня экономического развития государства во многом мнимое число.
Разумеется, двузначный процент безработных всегда свидетельствует о серьезных экономических проблемах страны. Но и очень маленькая безработица иногда симптом проблемы острого дефицита кадров (он, кстати, начинает ощущаться в ряде отраслей — торговле, строительстве, ИТ-индустрии — и в России). К тому же конкретному человеку, который долгое время остается безработным, ищет и не может найти работу, абсолютно безразлично, что его страна устанавливает рекорды занятости.
Наконец, важнейшим фактором качества рынка труда, намного более показательным, чем процент безработных, является уровень зарплат в экономике. Если вы имеете постоянную работу, но ваша зарплата не позволяет сводить концы с концами, находится на уровне прожиточного минимума или даже ниже его, счастья от такой занятости немного.
Так что российское правительство, конечно, может записывать себе в КРI поддержание безработицы на уровне 3-4%. Но главное, чтобы в нашей экономике не было хронического дефицита кадров, квалифицированных и не очень, чтобы все желающие могли найти себе достойную работу за достойную зарплату. А эти проблемы в России, будем честны, пока остаются и не становятся менее острыми.