Мировые бренды одежды и обуви, в том числе Adidas и Nike, не смогли вывести производства из Китая. Такое решение связано с геополитической напряженностью и низкими производственными затратами, сообщает Bloomberg.

Многие компании понимают, что сложившаяся в Китае экосистема обеспечивает конкурентоспособные цены и стабильное качество массового производства, которое трудно повторить. И из-за этого предприятия возвращаются в Китай.

КНР — это страна с максимальным циклом производства практически любого товара, в отличие от того же Вьетнама, который является лишь «рабочей силой» без собственных материалов, отмечает основатель и гендиректор компании NappyClub Роман Квиникадзе.

Роман Квиникадзе основатель и гендиректор компании NappyClub «Это значит, что нужно будет держать стоки по этим товарам и тем самым еще больше увеличивать расходы, потому что стоки — это всегда какие-то потери, какие-то остатки, которые могут подойти, не подойти. А когда это все происходит в рамках единой фабрики, в рамках единой страны, то, естественно, там гораздо более эффективно происходит и логистика сама по себе, и, самое главное, цены. Потому что оптовые производители, условно говоря, ниток, или кожи, или вспененной резины и так далее для кроссовок работают на очень больших объемах не только, к примеру, для Adidas, а для всех. Соответственно, у тебя сразу идет принципиально другая цена на комплектующие».

В свою очередь основатель бренда «Слепая курица» Михаил Молчанов считает, что бренды вроде Adidas и Nike «не побегут» в Китай, а выберут американский рынок.

Михаил Молчанов основатель бренда «Слепая курица» «Все это — американская история. Я думаю, что это логично, потому что все-таки Nike и Adidas тоже вынуждены смотреть на спортивные тренды не как раньше, просто как на спорт, а все-таки это больше sport fashion. Они на коллаборациях зарабатывают огромные деньги. Мне кажется, все равно это будет в долгосрочной перспективе американская история. Здесь вопрос расширения производства, за одну секунду это не делается, но тем не менее туда в принципе эти страны все и Евросоюз, «Большая семерка» — заинтересованы в том, чтобы остановить полностью развитие Китая по максимуму. А как его можно остановить? Только одним способом — это развязывание таких же войн локальных, и они это сделают, это бесспорно».

Компании в любом случае всегда наращивают объем и производство. И речь не идет о том, чтобы уходить из какой-то страны, рассказала директор по маркетингу шопинг-сервиса Buymi Мила Грошева.

Мила Грошева директор по маркетингу шопинг-сервиса Buymi «Они пока ищут альтернативные пути, да, оставляют за собой присутствие в Китае, потому что у них идет планомерное развитие. Но при этом свои вырученные средства от продажи продукции они все равно инвестируют в другие регионы, чтобы развиваться, потому что, если перенесут туда производство и начнут его наращивать там в больших объемах, это получится в разы выгоднее, вот и все. Но большим брендам, наверное, важнее сиюминутная выгода, они не хотят отказываться от больших прибылей, поэтому ищут дешевую рабочую силу. Это всегда было так и пока так остается. Надежды на то, что они перевезут все производство к себе, конечно, нет. У них нет таких трудовых ресурсов в таких количествах».

Китай остается крупнейшим в мире экспортером: около трети всей одежды производится именно там. По мнению экспертов, он уже давно обошел Европу и Америку, в том числе по технологиям и материалам.